Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N ГКПИ09-440 О признании недействующим абзаца 2 пункта 3 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. N 155, в части, допускающей лишение граждан РФ, проживающих за пределами РФ, права на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N ГКПИ09-440

ГАРАНТ:

Решение суда вступило в законную силу 25 мая 2009 г. (информация опубликована в "Российской газете" от 10 июля 2009 г. N 126)


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Х.И. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155, установил:

согласно абзацу второму пункта 3 Правил периоды выполнявшейся до 1 декабря 1991 г. работы в должностях, предусмотренных списком, на воздушных судах гражданской авиации СССР засчитываются в выслугу лицам из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Гражданин С.Х.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Как указывает заявитель, Правительство РФ при утверждении Правил вышло за рамки требований Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ, включив в Правила требования к месту жительства пенсионера.

С.Х.И. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 28 марта 2009 г. N СС-П12-1613).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ С.М.В., В.Т.Ю. возражали против удовлетворения заявленного требования и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта является условием включения в стаж, дающий право на получение доплаты к пенсии, периодов работы, выполнявшейся на воздушных судах гражданской авиации СССР до 1 декабря 1991 г., и оно установлено Правительством Российской Федерации в рамках делегированных ему полномочий.

Выслушав объяснения представителей Правительства РФ С.М.В., В.Т.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С.Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" предусматривает, что список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 1).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, постановлением от 14 марта 2003 г. N 155 утвердило Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 54, 22.03.2003, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 12, 24.03.2003.

Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" является специальным законом, который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Согласно статье 1 данного Федерального закона члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Право на доплату к пенсии имеют граждане, получающие пенсию, имеющие необходимую выслугу лет, занимающие должности, включенные в список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, утвержденный Правительством Российской Федерации, и оставившие летную работу. Иных условий для назначения и выплаты доплаты к пенсии Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не содержит.

При решении вопроса о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Правил судом учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в постановлении от 15 июня 1998 г. N 18-П по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, а назначаемые в связи с нею пенсии заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей.

Прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации.

Положение абзаца второго пункта 3 Правил допускает лишение проживающих за границей Российской Федерации пенсионеров права на получение доплаты к пенсии, установленной Федеральным законом для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Между тем эта доплата к пенсии является дополнительной гарантией в области социального обеспечения указанной категории граждан в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер (преамбула Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации").

К правилам исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии нельзя отнести условие о месте проживания, поэтому являются несостоятельными доводы представителей заинтересованного лица о том, что при определении условий исчисления выслуги лет для установления ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Правительство Российской Федерации было вправе установить в качестве одного из условий место проживания лица, обратившегося за назначением доплаты к пенсии.

В силу части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление С.Х.И. удовлетворить.

признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения абзац второй пункта 3 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155, в части, допускающей лишение граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, права на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсию, при определенных условиях имеют право на ежемесячную доплату к ней.

Правительством РФ были утверждены Правила исчисления выслуги лет, дающей право на такую доплату. Согласно абз. 2 п. 3 правил периоды работы, выполнявшейся до 1 декабря 1991 г. на воздушных судах гражданской авиации СССР, засчитываются в выслугу лет гражданам России, постоянно проживающим в стране на день обращения за установлением доплаты.

Верховный Суд РФ с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ признал эту норму недействующей в части, допускающей лишение пенсионеров, проживающих за границей, права на доплату.

Отмечено, что прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам на время проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

В силу правовой природы трудовых пенсий право гражданина на получение пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное проживание в России.

Доплату могут получать лица, имеющие необходимую выслугу лет по определенным должностям и оставившие летную работу. Иных условий для назначения доплаты законодательство не содержит.


Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. N ГКПИ09-440


Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2010 г., N 4 (в извлечении)


Решение суда вступило в законную силу 25 мая 2009 г. (информация опубликована в "Российской газете" от 10 июля 2009 г. N 126)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.