Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 490-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о проверке конституционности положений абзацев шестого - восьмого подпункта "а", подпунктов "б", "в", "г" пункта 92 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ..."

Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 490-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о проверке конституционности положений абзацев шестого - восьмого подпункта "а", подпунктов "б", "в", "г" пункта 92 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", а также жалобы гражданина Короткова Михаила Георгиевича на нарушение его конституционных прав данными законоположениями"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и жалобы гражданина М.Г. Короткова, установил:

1. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации обратился в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении гражданина М.Г. Короткова - судьи, председателя Волгоградского областного суда по признакам преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 159, пунктом "в" части третьей статьи 286 и статьей 292 УК Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей решением от 17 ноября 2008 года рассмотрение указанного вопроса приостановила и направила в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности положений абзацев шестого-восьмого подпункта "а", подпунктов "б", "в", "г" пункта 92 статьи 1 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

В жалобе гражданина М.Г. Короткова в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривается конституционность тех же законоположений, примененных в его конкретном деле. Нарушение своих конституционных прав он усматривает в том, что федеральный законодатель, передав ранее принадлежавшие Генеральному прокурору Российской Федерации полномочия по осуществлению уголовного преследования в отношении судей судов областного уровня Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, снизил уровень гарантий, обеспечивающих в соответствии со статьями 10, 120 (часть 1) и 122 Конституции Российской Федерации самостоятельность судов и независимость и неприкосновенность судей.

2. Конституционный статус личности в Российской Федерации, определяемый, в частности, статьями 2, 17, 18, 19, 22, 45, 46, 49 и 50 Конституции Российской Федерации, не предполагает возможность произвольного привлечения к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступления, - их привлечение к такой ответственности возможно лишь при наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и с соблюдением порядка уголовного судопроизводства, который в соответствии со статьями 71 (пункт "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации устанавливается федеральным законом, а именно Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 1 УПК Российской Федерации).

Закрепленный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом в сфере уголовного судопроизводства означает, что все лица, совершившие преступления, равны перед законом и судом и подлежат уголовной ответственности независимо от должностного положения и других обстоятельств (статья 4 УК Российской Федерации).

Вместе с тем в отношении судей - с учетом закрепленного статьей 122 Конституции Российской Федерации требования об их неприкосновенности - федеральным законом в исключение из общих правил предусмотрены особые условия привлечения к уголовной ответственности. При этом судейская неприкосновенность не означает освобождение от уголовной или иной ответственности; она является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, цель которого, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, - защита прав и свобод человека и гражданина (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 6-П, от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 28 февраля 2008 года N 3-П).

В частности, установленным законом порядком предусмотрено, что уголовные дела в отношении судей областных судов, к числу которых относится М.Г. Коротков, возбуждаются только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации высшим должностным лицом в системе органов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела. Таковым стал после внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который одновременно является по должности Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Указанный порядок привлечения к уголовной ответственности в отношении судей судов областного уровня, предполагающий больший объем гарантий, чем это предусмотрено порядком, применяемым в отношении других граждан, не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права М.Г. Короткова в связи с его конкретным делом, находящимся в производстве Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Таким образом, жалоба М.Г. Короткова и запрос Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, как не отвечающие требованиям статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткова Михаила Георгиевича и запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, поскольку данные обращения не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным обращениям окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".



Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 490-О-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о проверке конституционности положений абзацев шестого - восьмого подпункта "а", подпунктов "б", "в", "г" пункта 92 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ..."


Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 6


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение