Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2009 г. N 3869/09 Возврат исполнительного листа взыскателю противоречит законодательству, так как вывод суда кассационной инстанции о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием у субъекта федерации лицевого счета является необоснованным, поскольку от имени субъекта федерации в спорном случае выступает уполномоченный орган исполнительной власти, которому открыт лицевой счёт в управлении казначейства

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2009 г. N 3869/09


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2008 по делу N А53-7131/2008-С4-45 Арбитражного суда Ростовской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление казначейства, управление) по возврату исполнительного листа от 18.03.2008 N 118272, выданного Арбитражным судом Ростовской области по делу N А53-21957/2007-С3-12 и об обязании казначейства принять указанный исполнительный лист к исполнению (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2008 требования взыскателя удовлетворены.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 10.12.2008 названные судебные акты отменил, в иске отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит его отменить со ссылкой на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.

В отзыве на заявление управление казначейства просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 в пользу общества с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального государственного учреждения "Ростовский лесхоз" (далее - лесхоз) взыскано 9 571 рубль 50 копеек долга и 598 рублей 57 копеек государственной пошлины. Арбитражным судом выдан 18.03.2008 исполнительный лист N 118272.

Предъявленный к взысканию исполнительный лист возвращен взыскателю письмом от 17.04.2008 N 58-14-28/7581 в связи с отсутствием в управлении казначейства лицевых счетов Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области; лицевой счет открыт непосредственно Департаменту лесного хозяйства Ростовской области как получателю средств областного бюджета.

Считая, что действия управления казначейства по возврату исполнительного листа N 118272 противоречат закону, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий управления казначейства по возврату исполнительного листа N 118272, поскольку названный исполнительный документ в соответствии со статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен направляться для исполнения в Министерство финансов Ростовской области - финансовый орган Ростовской области. Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что у управления казначейства не имелось реальной возможности по исполнению исполнительного листа N 118272, так как Ростовской области (должнику) не открыт в управлении казначейства лицевой счет.

Данная позиция суда кассационной инстанции является ошибочной и противоречащей практике рассмотрения аналогичных споров.

В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, а в резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Арбитражный суд Ростовской области в решении от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 установил, что функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в отношении лесхоза осуществляет Департамент лесного хозяйства Ростовской области, и взыскал в пользу общества сумму задолженности названного учреждения в субсидиарном порядке с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области.

Согласно положениям пункта 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявителем соблюдено правило направления исполнительного листа именно в орган казначейства.

Вывод суда кассационной инстанции о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием у Ростовской области лицевого счета противоречит статьям 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами, а от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.

От имени Ростовской области в данном случае выступает Департамент лесного хозяйства Ростовской области, которому открыт лицевой счет в управлении казначейства, поэтому возврат исполнительного листа N 118272 взыскателю противоречит закону.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда кассационной инстанции как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2008 по делу N А53-7131/2008-С4-45 Арбитражного суда Ростовской области отменить.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по указанному делу оставить без изменения.


Председательствующий

А.А. Иванов

Президиум ВАС РФ признал, что управление Федерального казначейства (УФК) не вправе было возвращать исполнительный лист на взыскание средств с субъекта РФ в лице органа исполнительной власти в порядке субсидиарной ответственности по долгам госучреждения.

По искам, которые предъявляются к РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений, от имени указанных публично-правовых образований выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

На основании ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей осуществляет Федеральное казначейство. Следовательно, исполнительный лист должен был направляться именно в УФК, а не в Минфин России.

Вывод о невозможности взыскания из-за отсутствия у субъекта РФ лицевого счета противоречит ст.ст. 124 и 125 ГК РФ. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности уполномоченные органы.

От имени субъекта РФ в спорном случае выступал орган власти, имевший лицевой счет в УФК.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2009 г. N 3869/09


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 9


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 23.07.2009


Номер дела в первой инстанции: А53-7131/2008-С4-45


Истец: общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Ростовэнерго"

Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ростовской области

Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Ростовской области


Хронология рассмотрения дела:


09.07.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 3869/09


01.10.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4614/2008


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.