Постановление Совета судей РФ от 21 мая 2009 г. N 239 "О подготовке проекта Кодекса судейской этики"

Постановление Совета судей РФ от 21 мая 2009 г. N 239
"О подготовке проекта Кодекса судейской этики"


Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., является одним из важнейших документов судейского сообщества, определяющих этические правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности. Его принятие ознаменовало собой очередной этап развития и укрепления судебной власти и было обусловлено необходимостью создания условий для повышения эффективности и качества правосудия, формирования независимого, честного, нравственно безупречного судейского корпуса.

За период, прошедший со дня утверждения Кодекса судейской этики, сложилась определенная практика применения его положений квалифицированными коллегиями судей и судами, рассматривающими вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности, выявились проблемы, разрешение которых невозможно без соответствующих комментариев, разъяснений или судебного толкования.

Некоторые проблемы понимания и применения Кодекса судейской этики обозначены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой", а также в решениях Европейского Суда по правам человека, например, в Постановлении от 26 февраля 2009 г. по делу "Кудешкина против России" (жалоба N 29492/05).

Практика применения Кодекса судейской этики обсуждалась Советом судей Российской Федерации (30 ноября 2006 г.), который также констатировал наличие определенных проблем с пониманием и применением положений Кодекса и выработал соответствующие рекомендации.

Вместе с тем следует иметь в виду, что нарушение положений Кодекса судейской этики может быть основанием для применения к судье мер дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Учитывая, что Кодекс судейской этики как корпоративный акт судейского сообщества не может исходить из расширительного толкования составов дисциплинарных проступков, как они определены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", возникает необходимость в четком определении оснований дисциплинарной ответственности судей, критериев оценки их поведения при определении меры ответственности за нарушение этических норм. На это обращал внимание и Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2008 г. N 3-П.

Кроме того, после принятия Кодекса судейской этики были внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации о судебной системе и о статусе судей, в том числе антикоррупционной направленности, принят закон об открытости информации о деятельности судов, получили нормативное закрепление в качестве приложения к резолюции Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27 июня 2006 г. Бангалорские принципы поведения судей.

Все это вызывает необходимость совершенствования и развития положений Кодекса судейской этики, закрепления в нем таких правил поведения судей, которые бы отвечали международным стандартам, учитывали бы судебную практику, в том числе Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также современное состояние законодательства, регулирующего вопросы статуса судей, с тем, чтобы повысить доверие общества к судебной системе, обеспечить компетентность, независимость и беспристрастность судов как условия надлежащего отправления правосудия.

На необходимость подготовки проекта нового Кодекса судейской этики с закреплением в нем практических рекомендаций по различным вопросам профессиональной и внеслужебной деятельности судей указывается и в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей.

В связи с этим основные подходы к установлению стандартов (принципов) поведения судей и закреплению практических рекомендаций по их применению в профессиональной и внеслужебной деятельности судей сформулированы в Концепции проекта Кодекса судейской этики (новой редакции) в целях последующей выработки его основных положений.

Заслушав доклад члена Президиума Совета судей Российской Федерации Андреевой Т.К. о Концепции проекта Кодекса судейской этики, Совет судей Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Концепцию проекта Кодекса судейской этики (новой редакции).

2. Направить Концепцию проекта Кодекса судейской этики в советы судей субъектов Российской Федерации для обсуждения и представления замечаний и предложений.

3. Образовать рабочую группу по подготовке проекта Кодекса судейской этики в следующем составе:

1) Андреева Татьяна Константиновна - заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председатель комиссии по этике;

2) Аверин Михаил Григорьевич - председатель Архангельского областного суда, председатель комиссии по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов;

3) Волосатых Римма Евгеньевна - первый заместитель председателя Саратовского областного суда (в отставке), председатель комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства;

4) Марков Иван Иванович - председатель Липецкого областного суда, председатель комиссии по вопросам организационно-кадровой работы;

5) Медведев Сергей Викторович - заместитель председателя Владимирского областного суда, член комиссии по этике;

6) Решетникова Ирина Валентиновна - председатель Арбитражного суда Свердловской области, член комиссии по этике.

4. Членам Совета судей Российской Федерации и советам судей субъектов Российской Федерации представить в рабочую группу в срок до 15 июля 2009 г. предложения по Кодексу судейской этики с учетом Концепции новой редакции проекта Кодекса судейской этики.

5. Рабочей группе по подготовке проекта Кодекса судейской этики подготовить рабочий вариант проекта Кодекса в срок до 30 сентября 2009 г. для его представления на широкое обсуждение.


Председатель Совета

Ю.И. Сидоренко


г. Москва

21 мая 2009 г.

N 239


Концепция
проекта Кодекса судейской этики


Одним из важнейших документов судейского сообщества, определяющих этические правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, является Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Его принятие ознаменовало собой очередной этап развития и укрепления судебной власти и было обусловлено необходимостью создания условий для повышения эффективности и качества правосудия, формирования независимого, честного, нравственно безупречного судейского корпуса.

Принятие Кодекса судейской этики было вызвано также необходимостью учета положений Конституции Российской Федерации 1993 года, изменений законодательства о судебной системе Российской Федерации, о статусе судей и об органах судейского сообщества, произошедших за более чем десятилетний период после принятия Советом судей Российской Федерации 21 октября 1993 г. Кодекса чести судьи Российской Федерации.

При этом в целях сохранения преемственности основные положения Кодекса чести судьи нашли отражение и в новом документе, который также основывался на международных принципах и нормах международного права, сформулированных в частности в таких документах, как Основные принципы ООН, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.), Рекомендация N R(94)12 Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей (1994 г.), Европейская хартия о статусе судей (1998 г.) и другие.

За период, прошедший со дня утверждения Кодекса судейской этики, сложилась определенная практика применения его положений квалифицированными коллегиями судей и судами, рассматривающими вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности, выявились проблемы, разрешение которых невозможно без соответствующих комментариев, разъяснений или судебного толкования.

Некоторые проблемы понимания и применения Кодекса судейской этики обозначены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой", а также в решениях Европейского Суда по правам человека, например, в Постановлении от 26 февраля 2009 г. по делу "Кудешкина против России" (жалоба N 29492/05).

Практика применения Кодекса судейской этики обсуждалась Советом судей Российской Федерации (30 ноября 2006 г.), который также констатировал наличие определенных проблем с пониманием и применением положений Кодекса и выработал соответствующие рекомендации.

Вместе с тем следует иметь в виду, что нарушение положений Кодекса судейской этики может быть основанием для применения к судье мер дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Учитывая, что Кодекс судейской этики как корпоративный акт судейского сообщества не может исходить из расширительного истолкования составов дисциплинарных проступков, как они определены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", возникает необходимость в четком определении оснований дисциплинарной ответственности судей, критериев оценки их поведения при определении меры ответственности за нарушение этических норм. На это обращал внимание и Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2008 г. N 3-П.

Кроме того, после принятия Кодекса судейской этики были внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации о судебной системе и о статусе судей, в том числе антикоррупционной направленности, принят закон об открытости информации о деятельности судов, получили нормативное закрепление в качестве приложения к резолюции Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27 июня 2006 г. Бангалорские принципы поведения судей.

Все это вызывает необходимость совершенствования и развития положений Кодекса судейской этики, закрепления в нем таких правил поведения судей, которые бы отвечали международным стандартам, учитывали бы судебную практику, в том числе Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также современное состояние законодательства, регулирующего вопросы статуса судей, с тем, чтобы повысить доверие общества к судебной системе, обеспечить компетентность, независимость и беспристрастность судов как условия надлежащего отправления правосудия.

На необходимость подготовки проекта нового Кодекса судейской этики с закреплением в нем практических рекомендаций по различным вопросам профессиональной и внеслужебной деятельности судей указывается и в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей.

В связи с этим целями проекта новой редакции Кодекса судейской этики являются установление стандартов (принципов) поведения судей как основы доверия к осуществлению правосудия и закрепления в нем практических рекомендаций по их применению в профессиональной и внеслужебной деятельности судей.

Указанные стандарты должны рассматриваться в качестве критериев оценки поведения судей при определении меры ответственности за нарушение этических норм и в последующем найти отражение в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

При подготовке проекта новой редакции Кодекса судейской этики необходимо исходить из сохранения в нем основных положений действующего корпоративного акта судейского сообщества, их развития и конкретизации с учетом практики применения Кодекса судейской этики квалифицированными коллегиями судей, судами, рассматривающими дела об оспаривании их решений, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, законодательства Российской Федерации о судебной системе, о статусе судей, а также международных принципов и норм международного права.

Используя структуру действующей редакции Кодекса судейской этики, можно было бы также воспринять подходы, содержащиеся в ряде международных документов: Европейской хартии о статусе судей, Рекомендации N R(94)12 Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей, Бангалорских принципах поведения судей, в Заключении Консультативного совета европейских судей (КСЕС) "О принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, этические нормы, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность", в которых формулируются стандарты (принципы) поведения судей и правила их применения посредством возложения на судей определенных обязанностей, а также определяется ответственность в случае невыполнения или нарушения указанных обязательств, сформулированных и обозначенных в качестве составляющей статуса судей.

При этом в Кодексе судейской этики должны найти отражение стандарты поведения судей и их обязанности, проистекающие из принципов независимости и объективности судей, их компетентности, честности и неподкупности, а также ответственности за нарушение своих обязанностей и норм судейской этики.

Положения Кодекса судейской этики распространяются на всех судей Российской Федерации, относящихся к любой юрисдикции и к судам любого уровня, в том числе на судей, пребывающих в отставке, но сохраняющих статус судьи.

В Кодексе судейской этики должны быть сформулированы стандарты поведения судей и обозначены их обязанности с учетом следующих задач: обеспечения компетентности, независимости и непредвзятости, которых каждый гражданин, общество вправе ожидать от судов и судей, основной задачей которых является защита прав человека. В связи с этим Кодекс судейской этики следует рассматривать в качестве средства обеспечения гражданам и организациям, защита прав и интересов которых возложена на суды и судей, необходимых гарантий эффективности такой защиты.

Такими гарантиями являются компетентность (знания и опыт), независимость и непредвзятость судей при реализации ими своих полномочий в процессе осуществления правосудия.

Большое значение предоставлению этих гарантий в отношении прав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, придает Конвенция о защите прав человека и основных свобод, статья 6 которой устанавливает, что каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Конституция Российской Федерации и законодательство о судебной системе, закрепляя правило об осуществлении правосудия только судом, исходят из того, что суд осуществляет судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли; судьи как представители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что "несменяемость и неприкосновенность судьи, будучи элементами его конституционно-правового статуса и одновременно гарантиями самостоятельности и независимости судебной власти, являются не личной привилегией гражданина, а средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина (статья 18 Конституции Российской Федерации), и не только не исключают, а предполагают повышенную ответственность судьи за выполнение им профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судебной этики".*

В связи с этим в Кодексе судейской этики могут и должны быть установлены такие стандарты и требования к поведению судей в профессиональной деятельности и к внеслужебному поведению, которые бы являлись условием общественного доверия и уважения по отношению к судебной власти, гарантировали эффективную работу судебной системы, имея в виду, что поведение судей в профессиональной сфере и в частной жизни рассматриваются в обществе в качестве неотъемлемой части доверия к судам.

Такой подход согласуется с международными рекомендациями и стандартами в сфере правосудия, которые можно было бы реализовать в положениях Кодекса судейской этики.

В частности, Бангалорские принципы поведения судей исходят из такого понимания принципов независимости, беспристрастности, честности и неподкупности, соответствия установленным стандартам компетентности и добросовестности, при котором следование высоким стандартам поведения судей рассматривается в качестве средства укрепления общественного доверия к судебным органам и имеет первостепенное значение для поддержания их независимости (пункт 1.6); поведение судьи в ходе судебного заседания и вне стен суда должно способствовать поддержанию и росту доверия общества, представителей юридической профессии и сторон судебного процесса в объективности судьи и судебных органов (пункт 2.2); судья должен быть безупречным с точки зрения стороннего наблюдателя (пункт 3.1); судья должен соблюдать этические нормы, не допускающие проявлений некорректного поведения при осуществлении любых действий, связанных с его должностью (пункт 4.1), судья не вправе совершать поступки, не совместимые с добросовестным исполнением судебных полномочий (пункт 6.7), он принимает разумные меры для сохранения и расширения своих знаний, совершенствования практического опыта и личных качеств, необходимых для надлежащего исполнения им своих обязанностей, используя для этих целей средства обучения и другие возможности, которые в условиях судебного контроля должны быть доступны для судей (пункт 6.3).

В Кодексе судейской этики должно найти отражение сочетание свободы мнения и выражения своего мнения с требованием о нейтралитете судьи, о проявлении сдержанности при осуществлении своего права на свободу выражения мнения во всех случаях, когда авторитет и беспристрастность правосудия могут быть поставлены под сомнение.

Особая природа судебных полномочий, а также необходимость поддерживать достоинство судебной власти и защищать судей от всех видов давления предполагают, что судьи должны вести себя так, чтобы избегать конфликта интересов или злоупотребления своими полномочиями. Это требует от судей отказа от любой профессиональной деятельности и совершения любых поступков, которые могли бы привести к пристрастности при исполнении судебных функций, скомпрометировать достоинство судебной должности.

Соответствующие обязанности и ограничения должны быть закреплены в Кодексе судейской этики, в котором следует отразить также положения законодательства о предотвращении коррупции в судебной деятельности и расширении требований, предъявляемых к судьям.

Положения Кодекса судейской этики, устанавливающие обязанности судьи, должны содержать ясные формулировки, чтобы избежать расширительного толкования, когда встанет вопрос об ответственности судьи в случае нарушения этих обязанностей.

Учитывая изложенное, Кодекс судейской этики, основываясь на выводах в отношении стандартов поведения и правил поведения каждого судьи, содержащихся в Заключении КСЕС "О принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, этические нормы, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность" (Страсбург, 19 ноября 2002 года), должен исходить из следующего:

1) в своей деятельности судьи должны руководствоваться принципами профессионального поведения;

2) такие принципы должны быть сформулированы в Кодексе судейской этики и предлагать судьям рекомендации, как поступать в тех или иных случаях, как преодолеть препятствия и трудности, с которыми они сталкиваются, для сохранения независимости и беспристрастности;

3) каждый судья должен делать все, чтобы поддерживать независимость судебного органа как на институциональном, так и на индивидуальном уровне;

4) судьи должны быть честными как при исполнении своих обязанностей, так и в частной жизни;

5) судьи должны всегда быть беспристрастными и восприниматься таковыми другими людьми;

6) судьи должны исполнять свои обязанности без какого-либо предпочтения и без действительной либо видимой предвзятости;

7) их решения должны приниматься с учетом всех обстоятельств дела, основываться на применении соответствующих норм права и исключать влияние любых, не имеющих отношения к делу обстоятельств;

8) судьи должны уважать всех участвующих в судебном разбирательстве лиц, а также лиц, на которых это разбирательство может повлиять;

9) судьи должны осуществлять свои обязанности с должным уважением к принципу равноправия сторон, избегая предвзятости и дискриминации, поддерживая баланс между сторонами и обеспечивая каждой стороне справедливое рассмотрение;

10) судьи должны проявлять осмотрительность во взаимоотношениях со средствами массовой информации, сохранять свою независимость и беспристрастность, воздерживаясь от какого-либо использования в личных целях своих отношений со СМИ, а также от каких-либо необоснованных высказываний по делам, которые они разбирают;

11) судьи должны поддерживать высокий уровень профессиональных знаний;

12) судьи должны иметь высокий уровень профессионального сознания и работать без задержек для того, чтобы выполнить требование о вынесении судебных решений в разумный срок;

13) судьи должны посвящать основную часть своего рабочего времени выполнению судебных функций, включая связанную с этим деятельность;

14) судьи должны воздерживаться от какой-либо политической деятельности, которая может подвергнуть сомнению их независимость и нанести ущерб их беспристрастности.

____________________________

* Постановления Конституционного Суда РФ от 07.03.1996 N 6-П, от 19.02.2002 N 5-П, от 28.02.2008 N 3-П.

Одобрена концепция проекта Кодекса судейской этики. В нем должны быть заложены следующие принципы. Судьи должны руководствоваться принципами профессионального поведения. Они должны быть честными, беспристрастными.

Судьи должны исполнять свои обязанности без какого-либо предпочтения и без предвзятости. Их решения должны исключать влияние любых обстоятельств, не имеющих отношения к делу.

Судьи должны проявлять осмотрительность во взаимоотношениях со СМИ, сохранять независимость. Они должны воздерживаться от политической деятельности.

Создана рабочая группа по подготовке проекта кодекса. Он должен быть представлен до 30 сентября 2009 г.

Члены Совета судей представляют в рабочую группу предложения по кодексу. Срок - до 15 июля 2009 г.


Постановление Совета судей РФ от 21 мая 2009 г. N 239 "О подготовке проекта Кодекса судейской этики"


Текст постановления размещен на сайте Совета судей РФ в Internet (http://www.ssrf.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.