Решение Верховного Суда РФ от 26 января 2007 г. N ГКПИ06-1296 Об отказе в признании недействующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547

Решение Верховного Суда РФ от 26 января 2007 г. N ГКПИ06-1296


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Илецксоль" о признании недействующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547, установил:

в соответствии с абзацем 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 4 сентября 2003 г. N 547, (действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49), опубликовано в "Собрании законодательства Российской федерации" N 37, 15.09.2003; "Российской газете" N 184, 16.09.2003.

ОАО "Илецксоль" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и возлагают на него обязанности, которые не предусмотрены законом.

В суде представитель ОАО "Илецксоль" Иванков И.А поддержал заявленные требования и пояснил, что закон не содержит положений, обязывающих заявителя за счет собственных средств финансировать подготовку работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, проведение учений и тренировок. В их организации имеется аварийно-спасательная служба, однако территориальный орган МЧС России требует от них обучения работников защите от чрезвычайных ситуаций.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 13 октября 2006 г. ДМ-П4-5134).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Подлесская Т.И., Твердохлебов П.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы организаций.

Выслушав объяснения представителя ОАО "Илецксоль" Иванкова И.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Подлесской Т.И., Твердохлебова Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1).

Из данного определения чрезвычайной ситуации следует, что чрезвычайная ситуация возникает как в результате какого-то опасного природного явления (ураган, наводнение и др.), так и техногенного характера, связанного с производственной деятельностью.

Определение порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций законодатель отнес к компетенции Правительства Российской Федерации (статья 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Реализуя полномочия, предоставленные ему законом, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. N 547 утвердило Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предусмотренное абзацем 4 пункта 14 Положения требование о финансировании подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведение организациями учений и тренировок за счет организаций соответствует действующему законодательству.

Так, подпункт "е" статьи 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет обязанность организаций финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (статья 7 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется: в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (статья 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

По объяснениям представителя Правительства РФ Твердохлебова Н.В. к мероприятиям по защите работников от чрезвычайных ситуаций относятся: подготовка работающего населения от чрезвычайных ситуаций, подготовка и аттестация формирований, а также проведение организациями учений и тренировок.

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 212 возлагает на работодателя обязанность обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций.

Аварийная ситуация на производстве относится к чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Соблюдение организацией требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не может рассматриваться как ограничение прав юридического лица и ущемление прав собственника.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения пункту 1 статьи 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" являются несостоятельными.

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера издано во исполнение требований статьи 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; пункт 2 статьи 24 настоящего Федерального закона устанавливает финансовое обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое осуществляется за счет собственных средств организаций всех форм собственности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не регулируют вопросы налогообложения, поэтому ссылки представителя ОАО "Илецксоль" на нормы Налогового кодекса РФ (статью 264) являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права организаций, заявление ОАО "Илецксоль" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление открытого акционерного общества "Илецксоль" о признании недействующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 26 января 2007 г. N ГКПИ06-1296


Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.