Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N ГКПИ09-562 Об отказе в признании частично не действующим подпункта "а" пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание"

Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N ГКПИ09-562


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.А.И. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", установил:

подпунктом "а" пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее - Приказ) предписано составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.15, частью 1 статьи 7.12, статьями 11.14, 11.15, 14.10, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьей 15.8, статьей 15.9, статьей 15.25, статьями 16.1-16.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6, статьей 19.7, 19.19, статьей 19.26, частью 2 статьи 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении к Приказу, при выполнении возложенных на них функций.

П.А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 1 Приказа в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными лицами таможенных органов Российской Федерации.

В заявлении указано, что оспариваемое предписание нормативного правового акта противоречит статьям 23.8, 23.60, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьям 22, 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", поскольку должностные лица таможенных органов не имеют полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 названного Кодекса.

В судебное заседание, о времени и месте которого он извещен надлежащим образом, заявитель не явился.

Представитель Федеральной таможенной службы Т.Г.Н., представитель Министерства юстиции Российской Федерации А.Л.Р. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Приказа в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление П.А.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" закреплен перечень агентов валютного контроля, в числе которых названы таможенные органы. Полномочие Федеральной таможенной службы по осуществлению функции агента валютного контроля следует также из пункта 1 Положения о данной Службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459.

В силу пункта 1 части 7 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Таким образом, при осуществлении функции агента валютного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, а доводы заявления об отсутствии у них таких полномочий несостоятельны.

В соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса протоколы об административных правонарушениях по статье 15.25 Кодекса, составленные должностными лицами таможенных органов, в течение трех суток с момента их составления должны быть направлены в орган валютного контроля, уполномоченный на основании статьи 23.60 Кодекса рассматривать дела о данных правонарушениях.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

П.А.И. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.


Оспаривалась законность акта, определяющего перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

По мнению заявителя, сотрудники таможенных органов не имеют полномочий по составлению протоколов в отношении нарушений валютного законодательства.

ВС РФ отклонил доводы заявителя и пояснил следующее.

В силу норм КоАП РФ протоколы о таких административных правонарушениях, как нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля. Законом о валютном регулировании и валютном контроле закреплен перечень агентов валютного контроля, в числе которых названы таможенные органы.

Следовательно, при осуществлении функций агента валютного контроля уполномоченные должностные лица таможни вправе составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.


Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N ГКПИ09-562


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.