Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 июня 2009 г. N КАС09-269 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании частично не действующим пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2008 г. N 705 "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы)" оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 июня 2009 г. N КАС09-269


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.А.А., М.Н.И. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705 "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы)"

по кассационным жалобам Т.А.А., М.Н.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения заявителей Т.А.А. и М.Н.И., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения представителей Правительства РФ К.М.С. и К.В.И., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационные жалобы необоснованными,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

пунктом 1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705 (далее - постановление) была утверждена Программа деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы).

Приложением N 5 к данной Программе является Перечень мероприятий по направлению 3 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России" этой Программы, предусматривающий в том числе мероприятия по обеспечению серийного строительства энергоблоков атомных электростанций, среди которых указана Южно-Уральская АЭС. Выполнение мероприятий по строительству энергоблока N 1 запланировано на 2009-2016 годы, энергоблока N 2 - на 2013-2018 годы, энергоблока N 3 - на 2010-2019 годы, энергоблока N 4 - на 2015-2020 годы.

Т.А.А. и М.Н.И., жители г. Челябинска, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 постановления в части планирования строительства Южно-Уральской АЭС противоречащим действующему законодательству. При этом в заявлении указали, что постановление в оспариваемой части не соответствует нормам Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об использовании атомной энергии", нарушает их права на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на радиационную безопасность, на участие в формировании политики в области использования атомной энергии.

Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.

В кассационной жалобе Т.А.А. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным, принятым при неправильном применении норм материального права. В обоснование своей позиции, Т.А.А. указал, в частности, что суд не дал в решении правовой оценки итогам состоявшегося в 1991 году в г. Челябинске референдума по вопросу строительства Южно-Уральской АЭС. Заявитель также указал, что суд первой инстанции должен был проверить законность оспоренного правового акта Правительства РФ в полном объеме, а не только в оспоренной части.

В кассационной жалобе М.Н.И. также просит об отмене судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявительницы, обжалованное решение суда незаконно вынесено в ее отсутствие.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, Правительство Российской Федерации наделено законодателем полномочиями по принятию оспариваемого постановления, пункт 1 постановления в части планирования строительства Южно-Уральской АЭС федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и, следовательно, не нарушает прав заявителей.

Так, в частности, в силу подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Правительство Российской Федерации утверждает программу деятельности этой Корпорации на долгосрочный период.

Согласно частям первой, второй статьи 28 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством Российской Федерации. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются Правительством Российской Федерации при согласовании с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов.

Суд правильно указал, что из содержания вышеприведенных норм следует, что законодатель выделяет два вида решений Правительства Российской Федерации: во-первых, решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, и, во-вторых, решения о месте размещения указанных объектов. Принятие перечисленных в части первой статьи 28 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" решений о сооружении ядерных установок относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации и не требует каких-либо согласований.

Суд первой инстанции правильно указал, что постановление Правительства Российской Федерации в оспариваемой части представляет собой решение о сооружении, а не о месте размещения атомной электростанции (как ошибочно полагают заявители), в связи с чем при его принятии не требуется согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается размещение и сооружение таких объектов.

Как следует из текста постановления, ни в одном пункте данного акта нет указания о конкретном размещении Южно-Уральской АЭС или о начале ее сооружения. Содержащийся в оспоренном (в части) правовом акте перечень мероприятий устанавливает, что мероприятия по обеспечению серийного строительства энергоблоков атомных электростанций, в данном случае, на Южно-Уральской АЭС, проводятся с учетом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р. Раздел III Программы предусматривает возможность изменения предусмотренных в ней мероприятий, показателей и индикаторов, а также уточнения Генеральной схемы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2008 года N ГКПИ08-1528 заявление Т.А.А. и М.Н.И. об отмене пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р "О генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года" в части планирования строительства Южно-Уральской АЭС оставлено без удовлетворения.

Поскольку указанное распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р не было предметом рассмотрения суда по настоящему делу, довод# кассационных жалоб о том, что суд первой инстанции должен был дать ему правовую оценку, необоснованны.#

Ссылки Т.А.А., М.Н.И. на принятие постановления с нарушением статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" необоснованны, поскольку данная норма определяет круг объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня. Подпунктом 2 этой статьи к ним отнесены проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

Как уже указывалось выше, оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации, принятое в порядке части первой статьи 28 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" непосредственно вопросы размещения сооружаемых объектов, в данном случае, Южно-Уральской АЭС, не затрагивает, а, следовательно, под сферу действия подпункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не подпадает.

Довод кассационных жалоб заявителей о том, что суд должен был проверить законность оспоренного постановления Правительства Российской Федерации в полном объеме, а не в объеме заявленного требования, не основан на законе.

Довод кассационных жалоб о том, что суд не дал в решении правовую оценку итогам состоявшегося в 1991 году в г. Челябинске референдума по вопросу строительства Южно-Уральской АЭС не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда с учетом того, что предметом рассмотрения по настоящему делу было решение Правительства Российской Федерации о сооружении Южно-Уральской АЭС, а не решение о месте размещения Южно-Уральской АЭС в г. Челябинске.

Довод заявителей о том, что оспариваемое постановление подлежало обязательному обсуждению с гражданами, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 14 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По смыслу приведенного положения участие граждан в обсуждении проектов программ в области использования атомной энергии может иметь место в случаях, когда соответствующий проект вынесен для такого обсуждения. При этом, исходя из положения абзаца пятого статьи 11 названного Федерального закона, участие граждан и организаций в обсуждении вопросов использования атомной энергии должно происходить в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Между тем, как уже отмечалось, принятие решения о сооружении ядерных установок относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации и в действующем законодательстве не содержится нормы о запрете принятия такого решения без обсуждения его проекта с гражданами и организациями.

Ссылка в кассационных жалобах на то, что суд первой инстанции незаконно рассмотрел дело в отсутствие заявителя М.Н.И., несостоятельна.

Как следует из материалов дела, М.Н.И. была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания (л.д. 58). В судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки суду не сообщила.

Поскольку доказательств уважительности причин неявки М.Н.И. в судебное заседание представлено не было, суд правомерно, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в ее отсутствие.

Представленное заявителями дополнительно постановление N 2740 от 28.08.2008 года администрации Озерского городского округа Челябинской области о согласовании размещения на территории Озерского городского округа энергоблоков Южно-Уральской АЭС не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда, поскольку в оспоренном постановлении Правительства Российской Федерации не содержится указания на непосредственное место расположения АЭС, а, следовательно, предметом рассмотрения суда эти данные не являлись.

Вывод о законности правового акта Правительства Российской Федерации в обжалованной части сделан судом, исходя из компетенции правотворческого органа его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Т.А.А., М.Н.И. - без удовлетворения.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 июня 2009 г. N КАС09-269


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.