Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N 5622/09 Требование предпринимателя о взыскании расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества подлежало удовлетворению, поскольку законом установлена прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N 5622/09


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П. -

рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Болтунова Сергея Ивановича о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2008 по делу N А23-1219/08Г-19-87, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.01.2009 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители военного комиссариата Калужской области (ответчика) - Басанова О.Э., Бошнак Т.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П. и объяснения представителей ответчика, Президиум установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Болтунов Сергей Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с иском к военному комиссариату Калужской области (далее - комиссариат) о взыскании за счет средств, предназначенных для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества, 420 000 рублей задолженности и 99 358 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2008 в иске отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 16.01.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить иск.

В отзыве на заявление комиссариат просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей ответчика, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.

Как установлено судами, в период с 2003 по 2006 год между предпринимателем и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет Министерства обороны Российской Федерации, подписаны 36 договоров, по условиям которых предприниматель обязуется изготовить из собственных материалов, доставить и установить за счет собственных средств надгробные памятники, а граждане доверяют предпринимателю получение (истребование) от их имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации в установленном размере для возмещения понесенных им расходов (пункты 2.1.1 и 2.2.3 договоров).

Предприниматель исполнил свои обязательства по договорам и обратился в соответствующий комиссариат с заявлениями и прилагаемыми к ним документами о возмещении в установленном размере понесенных расходов на изготовление, доставку и установку надгробных памятников. Получив неоднократные отказы в возмещении этих затрат, предприниматель обратился в суд с настоящим иском.

В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны и другим указанным в статье лицам, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле).

Пунктом 1 статьи 11 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что оплата расходов на погребение (в том числе на изготовление и установку надгробия) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Согласно пункту 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 N 500 (далее - Инструкция о порядке погребения погибших военнослужащих) и действовавшей в период спорных правоотношений, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти военнослужащих, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.

Суды, руководствуясь названными нормативными актами, пришли к выводам, что оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер; правом на получение указанной льготы обладают только родственники погибших (умерших) или лица, которые взяли на себя обязанность по увековечению памяти погибшего (умершего) и выступают заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников, оплатившими стоимость этих услуг. Суды указали, что предприниматель заказчиком не является и соответственно к лицам, имеющим право на указанную компенсацию, не относится.

Между тем статья 5 Закона о погребении и похоронном деле предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 того же Закона в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на "совершение этих" действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.

Закон о ветеранах и Закон о погребении и похоронном деле не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

О наличии понесенных предпринимателем расходов свидетельствует сам факт установления надгробных памятников, который ответчиком не опровергнут.

Не соответствует законодательству и вывод судов о недействительности условия договоров, заключенных с родственниками погибших (умерших), об уступке предпринимателю права на получение в установленном размере возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой памятников, поскольку это условие в совокупности с другими положениями договоров подтверждает наделение предпринимателя родственниками погибших (умерших) необходимыми полномочиями, предусмотренными статьей 6 Закона о погребении и похоронном деле, на изготовление и установку памятника за его счет, что дает последнему законные основания требовать компенсации этих расходов.

При рассмотрении настоящего дела в суде предприниматель представил по каждому надгробному памятнику весь пакет документов, предусмотренный пунктом 41 Инструкции о порядке погребения погибших военнослужащих, включая заявление о возмещении с фотографией установленного памятника, договор, акт приемки выполненных работ, квитанцию с описанием размеров и материалов памятника и прейскурантом цен на оказанные услуги, справку о смерти и справку о месте захоронения лица, которому установлен памятник.

Комиссариат в суде первой инстанции не выдвинул по представленным предпринимателем доказательствам в подтверждение наличия у него расходов в заявленном размере никаких возражений, кроме отсутствия у последнего статуса заказчика и родственных отношений с лицами, которым установлены памятники.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Иск предпринимателя о возмещении понесенных им расходов на изготовление и установку надгробных памятников подлежит удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2008 по делу N А23-1219/08Г-19-87, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.01.2009 по тому же делу отменить.

Взыскать с военного комиссариата Калужской области (г. Калуга) в пользу индивидуального предпринимателя Болтунова Сергея Ивановича (г. Калуга) 420 000 рублей расходов и 99 358 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.


Председательствующий

А.А. Иванов


Предприниматель за свой счет изготавливал и устанавливал надгробья умершим военнослужащим на основании договоров с их родственниками.

Данные договоры предусматривали, что родственники доверяют предпринимателю получение от их имени средств от Минобороны России для возмещения понесенных расходов.

В связи с отказом военкомата в возмещении расходов предприниматель обратился в суд.

Президиум ВАС РФ счел требование обоснованным и дал следующие разъяснения.

Закон о ветеранах и Закон о погребении и похоронном деле предусматривают возмещение расходов на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) участникам ВОВ, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также некоторым другим лицам. Затраты возмещаются за счет средств министерств и иных федеральных органов власти, в которых умерший (погибший) проходил службу (военные сборы). Оплата таких расходов производится военкоматами.

Умерший, его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

Следовательно, законодательством установлен круг лиц, которые могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. При этом нормативными актами закреплена прямая обязанность госорганов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников.

Реализация соцгарантии государства по увековечению памяти вышеперечисленных погибших (умерших) не ставится в зависимость от того, есть ли у их родственников средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

Таким образом, предприниматель был вправе требовать возмещения расходов.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N 5622/09


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 11


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 11.09.2009


Номер дела в первой инстанции: А23-1219/2008


Истец: ИП Болтунов С.И.

Ответчик: Военный комиссариат Калужской области


Хронология рассмотрения дела:


08.10.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3103/2008


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение