Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 834-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 834-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина С.В. Николаева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Николаев оспаривает конституционность пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 4 мая 2006 года N 61-ФЗ), согласно которому офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

Как следует из представленных материалов, С.В. Николаеву и членам его семьи решением жилищной комиссии Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова были предоставлены жилые помещения с учетом права заявителя на дополнительную общую площадь жилого помещения, при этом размер предоставленной дополнительной общей площади составил 15,6 кв. м. Полагая, что размер дополнительной общей площади предоставляемого жилого помещения должен составлять 25 кв. м, заявитель обратился в суд с требованием обязать уполномоченное лицо предоставить ему дополнительную общую площадь жилого помещения в размере 9,4 кв. м. Решением 224 гарнизонного военного суда от 22 декабря 2008 года в удовлетворении требования С.В. Николаева отказано.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение является неопределенным и предоставляет компетентным органам возможность произвольно определять конкретный размер дополнительной общей площади жилого помещения, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (часть 1), 40 и 55.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.В. Николаевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения, предусмотренное оспариваемым законоположением, по своему характеру является льготой, предоставляемой, в частности, военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными условиями прохождения военной службы.

Установление минимального и максимального размера дополнительной общей площади жилого помещения, в пределах которых она предоставляется, направлено на увеличение потенциального круга жилых помещений, которыми могут быть обеспечены военнослужащие, что способствует более оперативному осуществлению дополнительного жилищного обеспечения военнослужащих при сохранении гарантий минимального размера данной площади и соразмерности максимального размера тем обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление дополнительной жилой площади. Поэтому само по себе оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы данной категории граждан.

Проверка же законности и обоснованности действий и решений государственных органов и должностных лиц, связанных с обеспечением заявителя дополнительной общей площадью жилого помещения, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации

О.С. Хохрякова


Оспаривалась конституционность норм об обеспечении дополнительной площадью жилья отдельных категорий военнослужащих.

Речь идет об офицерах в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящих службу либо уволенных с нее (по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями), командирах воинских частей, преподавателях военных вузов и т. д.

Данные лица имеют право на дополнительную площадь жилья не менее 15 кв. м. и не более 25 кв. м.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы являются неопределенными и предоставляют компетентным органам возможность произвольно определять конкретный размер дополнительной площади жилья.

КС РФ отклонил эти доводы и пояснил следующее.

Право на получение указанной дополнительной площади жилья по своему характеру является льготой, предоставляемой, в частности, с учетом особого правового статуса военнослужащих.

Оспариваемые нормы закрепляют минимальный и максимальный размер дополнительной площади жилья, в пределах которых она предоставляется. Это сделано, чтобы увеличить потенциальный круг жилых помещений, которыми могут быть обеспечены военнослужащие. Такой порядок способствует более оперативному обеспечению жильем.


Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 834-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.