Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 945-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балкового Сергея Валерьевича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части второй и частью третьей статьи 32 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", положениями Инструкции по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, приказа министра обороны Российской Федерации "О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 945-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балкового Сергея Валерьевича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части второй и частью третьей статьи 32 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", положениями Инструкции по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, приказа министра обороны Российской Федерации "О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина С.В. Балкового вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Балковой, проходивший службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, оспаривает конституционность положений статьи 32 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать установленным требованиям по морально-психологическим качествам (абзац четвертый части второй); определение соответствия граждан, поступающих на военную службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей (часть третья).

Также заявитель оспаривает конституционность положений Инструкции по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, введенной в действие директивой министра обороны Российской Федерации от 13 августа 1993 года N Д-78, и приказа министра обороны Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 404 "О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации".

Как следует из представленных материалов, приказом от 20 августа 1996 года С.В. Балковой был уволен с военной службы на основании пункта "г" части второй статьи 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в связи с тем, что перестал отвечать установленным данным Законом требованиям, касающимся морально-психологических качеств. Решением военного суда Калининградского гарнизона от 3 марта 1997 года ему было отказано в признании незаконным увольнения с военной службы.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 3, 10 и 22, поскольку допускают произвольное увольнение граждан с военной службы.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.В. Балковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод конституционность действующих нормативных актов; исключение составляют случаи, предусмотренные частью второй статьи 43 названного Федерального конституционного закона, когда Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность акта, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела; если же оспариваемый акт отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии жалобы к рассмотрению (определения от 16 января 2007 года N 250-О-П, от 19 июня 2007 года N 481-О-О и от 19 марта 2009 года N 260-О-О).

Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" утратил силу с 30 марта 1998 года в соответствии со статьями 64 и 65 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации.

Оспариваемые в жалобе положения части второй статьи 32 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" в полном объеме не воспроизводятся. Так, в соответствии с пунктом 1 его статьи 33 гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Поскольку военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, наличие особых профессионально-психологических требований к лицам, поступающим на военную службу и проходящим военную службу, само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя.

Положение же части третьей статьи 32 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" воспроизведено в абзаце втором пункта 4 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Данное законоположение не устанавливает требований, которым должны отвечать военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, оно лишь определяет орган, ответственный за определение соответствия военнослужащих необходимым требованиям, что само по себе также не нарушает конституционные права и свободы заявителя.

Что касается оспариваемых в жалобе нормативных актов министра обороны Российской Федерации, то данные акты носят характер ведомственных и не могут быть проверены в порядке конституционного судопроизводства (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, принятых по делу заявителя, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балкового Сергея Валерьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин



Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 945-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балкового Сергея Валерьевича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части второй и частью третьей статьи 32 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", положениями Инструкции по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, приказа министра обороны Российской Федерации "О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.