Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 959-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Агапова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ..."

Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 959-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Агапова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина О.Н. Агапова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.Н. Агапов оспаривает конституционность положений статей 13 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают условия приобретения права на пенсию за выслугу лет, и пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в которых указаны периоды, засчитываемые в выслугу лет.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, О.Н. Агапов 2 апреля 2007 года был уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. При назначении пенсии по инвалидности ему не был включен в стаж период отбывания наказания в дисциплинарном батальоне с октября 1987 года по апрель 1990 года. Решением Советского районного суда города Орла от 3 июня 2008 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, заявителю отказано в удовлетворении иска к Управлению внутренних дел по Орловской области о включении этого периода в общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. Решениями этих же судов в декабре 2008 - январе 2009 года заявителю также было отказано в пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

По мнению заявителя, оспариваемые положения, как не допускающие применение ранее действовавших норм законодательства, гарантировавших включение времени отбывания наказания в дисциплинарном батальоне в трудовой стаж для назначения пенсии, не соответствуют статьям 39 (часть 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.Н. Агаповым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.

Положения статей 13 и 18 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" направлены на создание механизма реализации права на пенсионное обеспечение за выслугу лет и не могут рассматриваться как нарушающие право заявителя на социальное обеспечение, поскольку сами по себе не лишают его возможности включения в выслугу лет периода отбывания наказания в дисциплинарном батальоне. В соответствии как с ранее действовавшим (Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 года и объявленное приказом министра обороны СССР от 10 мая 1983 года N 120), так и действующим в настоящее время законодательством (статья 171 УИК Российской Федерации, пункт 33 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 года N 302) военнослужащим, освобождаемым из дисциплинарной воинской части, по истечении срока их призыва время отбывания ими наказания при соблюдении определенных условий может засчитываться в общий срок военной службы.

Как видно из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, вопрос, поставленный заявителем, по существу, сводится к установлению и исследованию фактических обстоятельств дела (в частности, к выяснению вопроса о том, была ли соблюдена процедура по зачету времени отбывания наказания в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы в отношении заявителя; если ходатайство было возбуждено, то какое решение принято командующим войсками военного округа по месту дислокации дисциплинарного батальона), что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Агапова Олега Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин



Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 959-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Агапова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.