Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 82-В08-9 Поскольку факт гибели сына истца при выполнении им боевой задачи в период прохождения военной службы ответчиком не оспаривался, суд указал на наличие у истца права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством

Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 82-В08-9


Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., изучив надзорную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане по материалам истребованного дела по иску Ш.А.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане, Филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области о признании права на меры социальной защиты, установил:

Ш.А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане, Филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области о признании за ним, как отцом военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, права на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в том числе, на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.п. 4 п. 4 ст. 23.1 указанного Федерального закона в размере 600 руб. При этом истец ссылался на то, что указанная сумма ему выплачивалась с 1 января 2005 года, но с марта 2007 года выплаты прекращены со ссылкой на не достижение им пенсионного возраста, с чем истец не согласен. Просил суд признать за ним право на меры социальной поддержки, установленные законодательством для родителей погибших военнослужащих, обязать ответчиков восстановить его в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в виде набора социальных услуг и ежемесячной денежной выплаты с момента вступления в силу решения суда, обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату в установленном размере с момента прекращения выплаты.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2007 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ГУСЗН Курганской области выдать Ш.А.В. справку о праве на льготы, установленные законодательством для родителей погибших военнослужащих; на ГУ - УПФ РФ возложена обязанность возобновить выплату Ш.А.В. ежемесячной денежной компенсации с 1 марта 2007 года. В остальной части иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 9 октября 2007 года решение оставлено без изменения. Резолютивная часть решения суда уточнена и изложена в следующей редакции: "Исковые требования Ш.А.В. удовлетворить частично. Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Кургане возобновить с 1 марта 2007 года выплату Ш.А.В. ежемесячной денежной выплаты, установленной подпунктом 4 пункта 4 ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах". В остальной части иска Ш.А.В. отказать".

В надзорной жалобе заявителем ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора по доводам надзорной жалобы, изученным по материалам истребованного дела, не установлено.

Судом установлено, что с 1 января 2005 года ГУ - УПФ РФ в г. Кургане производило выплату Ш.А.В. ежемесячной денежной выплаты, установленной Федеральным законом "О ветеранах" для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Данная выплата производилась истцу на основании справки от 5 ноября 2004 года N 162, выданной МУ "Центр социальной защиты населения г. Кургана".

С марта 2007 года ГУ - УПФ РФ в г. Кургане прекратило указанную выплату со ссылкой на то, что истец не является нетрудоспособным, не достиг пенсионного возраста, что является обязательным условием для приобретения права на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии с имеющимся в деле извещением войсковой части 69771 от 31 марта 2000 года сын истца Ш.А.А. погиб, выполняя боевое задание 17 января 2000 года.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Согласно пункту 1 ст. 21 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

В силу пункта 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей (в ред. Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 19 июня 2004 г. N 49-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 г.)).

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд правомерно исходил из того, что п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации). При этом суд правильно указал, что юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.

Учитывая, что факт гибели сына Ш.А.В. при выполнении им боевой задачи в период прохождения военной службы ответчиком не оспаривался, суд пришел к правильному выводу о наличии у Ш.А.В. права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".

При таких данных суд правильно удовлетворил исковые требования Ш.А.В. и возложил на ГУ - УПФ РФ г. Кургана обязанность возобновить ему с 1 марта 2007 года ежемесячную денежную выплату, установленную п.п. 4 п. 4 ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах".

Нормы материального права судом применены правильно, существенного нарушения норм процессуального права не допущено.

Доводы надзорной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кургане не содержат предусмотренных статьей 387 ГПК РФ оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:

отказать Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.



Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 82-В08-9


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.