Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2009 г. N ГКПИ09-371 Об отказе в признании недействующим приказа Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362 "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования"

Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2009 г. N ГКПИ09-371

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 сентября 2009 г. N КАС09-402 настоящее решение было оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.Г.В., А.Е.С., К.С.С. о признании недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования", установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 утверждено Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования" (далее - Приказ). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 января 2009 г., регистрационный N 13065, официально опубликован в "Российской газете" 30 января 2009 г. N 15 и вступил в силу 10 февраля 2009 г.

В.Г.В., А.Е.С. и К.С.С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного Приказа недействующим по тем основаниям, что содержание Приказа и утвержденного им Положения, касающееся формы и порядка проведения государственной аттестации в форме ЕГЭ на основании федеральных стандартов, не соответствует положениям статьи 43 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и нарушает законные права и интересы учащихся на обучение и прохождение аттестации на основании федеральных государственных стандартов, чем грубо нарушаются права их несовершеннолетних детей (А.Е., 1992 года рождения, В.С., 1992 года рождения, К.А., 1992 года рождения) на получение бесплатного высшего профессионального образования. Заявители указали, что в Российской Федерации не утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, в связи с чем тестовые задания единого государственного экзамена не соответствуют нормам федерального государственного образовательного стандарта и единый государственный экзамен не может являться критерием объективной оценки знаний их несовершеннолетних детей.

А.Е.С. и К.С.С. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании В.Г.В., представители заявителей К.С.К. и А.Л.М. поддержали заявленные требования и пояснили, что введение ЕГЭ в России не на основе федерального государственного стандарта, принятого в установленном законом порядке, а на основании ведомственного акта Министерства образования и науки Российской Федерации, ограничивает права учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с законом и надлежащими государственными стандартами, на получения информации о стандартах итоговой аттестации знаний и права выбора иного (не основанного на ЕГЭ) способа аттестации знаний учащихся. Дополнительно сослались на то, что приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебной практике Европейского Суда.

Представители Министерства образования и науки Российской Федерации Л.Ю.В., Б.С.М., Т.Л.В., Министерства юстиции Российской Федерации О.Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителей не нарушает.

Выслушав объяснения В.Г.В., представителей заявителей и заинтересованных лиц, проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу пункта 2 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования.

Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (пункт 4.6 статьи 15 Закона).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Полномочия Министерства образования и науки Российской Федерации по утверждению порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе в форме единого государственного экзамена, также закреплено в пункте 5.2.9 названного Положения.

Таким образом, Положение, определяющее формы, участников, сроки и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, а также оценки результатов государственной (итоговой) аттестации утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий.

Освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования (пункт 4 статьи 15 Закона).

ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона).

Пунктом 6 Положения установлено, что государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме ЕГЭ, а также в форме государственного выпускного экзамена.

Задания стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы) для проведения ЕГЭ и экзаменационные материалы для проведения государственного выпускного экзамена разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и используются при проведении ЕГЭ (пункт 9 Положения).

Положение в этой части не противоречит Закону, о чем представитель заявителей неоднократно заявлял в судебном заседании.

Доводы заявителей о том, что Приказ принят преждевременно, т.к. проведение ЕГЭ в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта не являются, поскольку сроки принятия данного нормативного акта законодательством не установлены, а обсуждать вопрос о целесообразности или своевременности принятия органом оспариваемого акта суд не вправе, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц.

Частью 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Закона (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта") предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, разработка и утверждение которых осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты согласно пункту 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142, утверждаются и вводятся в действие Министерством образования и науки Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ установлено, что обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Государственные образовательные стандарты в силу статьи 7 Закона (в редакции до принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ) включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57 (пункт 2) установлено, что ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). До завершения обучения лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 г. в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, контрольные измерительные материалы (КИМ) разрабатываются на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Аналогичная норма предусмотрена и в Порядке проведения государственного выпускного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2009 г. N 70 (пункт 5).

Из приведенных норм следует, что разработка КИМ для проведения ЕГЭ, а также экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена для лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 г., осуществляется на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего и основного общего образования.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089. По заключению Министерства юстиции Российской Федерации данный документ в государственной регистрации не нуждается (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 2 апреля 2004 г. N 07/3477-ЮД). Приказ в соответствии с Регламентом внутренней организации Министерства образования и науки РФ (пункт 5.4) официально опубликован в "Вестнике образования России", N 12-15, 2004 г.

В соответствии с разделом 3 названного Федерального компонента, федеральный компонент - основная часть государственного образовательного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Федеральный компонент устанавливает: обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования; требования к уровню подготовки выпускников; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Требования к уровню подготовки выпускников разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования к уровню подготовки выпускников служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования (пункт 3.3 Федерального компонента).

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерством образования Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 56.

В силу пункта 5.3.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300, и пункта 12 Порядка проведения единого государственного экзамена, разработка контрольных измерительных материалов и обеспечение экзаменационными материалами государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации организуется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Таким образом, обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 г. в образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется согласно указанным стандартам до завершения обучения.

С учетом изложенного довод заявителей о том, что отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, является необоснованным.

Несостоятелен и довод заявителей о противоречии оспариваемого акта Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебной практике Европейского Суда по правам человека.

Согласно статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод


Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) закрепила право ребенка на образование и с этой целью возложила на государства-участников обязанность обеспечить доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей (подпункт "d" пункта 1 статьи 28).

Оспариваемый Приказ и утвержденное им Положение не ограничивают право на образование, а также право родителей обеспечить соответствующее их религиозным и философским убеждениям образование.

Право родителей на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса предусмотрено пунктом 7 статьи 15 и пунктом 2 статьи 16 Закона.

Доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей обеспечивается также обязательным официальным опубликованием нормативных правовых актов в области образования в установленном порядке, созданием единой для Российской Федерации системы информации в области образования, формированием и ведением федеральных баз данных в области образования (подпункты 19, 19.1 статьи 28 Закона).

В связи с чем нельзя признать обоснованным довод заявителей об ограничении родителей в праве получения важной информации о стандартах итоговой аттестации, а также в праве выбора иного (не основанного на ЕГЭ) способа аттестации знаний учащихся, поскольку Законом установлено, что иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пункт 4 статьи 15 Закона).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 требованиям Закона не противоречит, каких-либо правовых оснований для признания его недействующим не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление В.Г.В., А.Е.С., К.С.С. о признании недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2009 г. N ГКПИ09-371


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 сентября 2009 г. N КАС09-402 настоящее решение было оставлено без изменения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.