Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N ГКПИ09-517 Об отказе в признании недействительным пункта 1 распоряжения Правительства РФ от 5 июня 2006 г. N 819-р "О безвозмездной передаче в собственность Николо-Угрешского Ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви объекта религиозного назначения"

Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N ГКПИ09-517

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 сентября 2009 г. N КАС09-427 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У.Н.М. о признании недействительным пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 819-р "О безвозмездной передаче в собственность Николо-Угрешского Ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви объекта религиозного назначения", установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 819-р принято предложение Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви о безвозмездной передаче в его собственность для использования в функциональных целях находящегося в федеральной собственности объекта религиозного назначения - комплекса зданий и сооружений Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в г. Дзержинском (Московская область), площадь Святителя Николая, дома 1, 1 (корп. 6), 3, За, 4-6, 6а, 7 и 7а. (пункт 1). Росимуществу поручено осуществить в установленном порядке передачу объекта, указанного в пункте 1 данного распоряжения, в собственность монастыря (пункт 2) (далее - Распоряжение). Распоряжение опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 9 июня 2006 г., N 24, статья 2637.

У.Н.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 1 Распоряжения в части безвозмездной передачи в собственность Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви дома N 3, расположенного в городе Дзержинский Московской области, площадь Святителя Николая.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора социального найма жилого помещения с 28 июня 1994 г. и по настоящее время он занимает жилое помещение площадью 14,7 кв.м. в квартире N 5 дома N 3 по улице пл. Святителя Николая в г. Дзержинский. Администрацией г. Дзержинский 23 июня 2008 г. ему было отказано в приватизации данного жилого помещения со ссылкой на оспариваемое Распоряжение, в соответствии с которым данный дом отнесен к памятникам истории и культуры федерального значения и передан в собственность Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви. В связи с чем считает, что данное Распоряжение нарушает его право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, а также противоречит статьям 672, 675 Гражданского кодекса РФ и статье 64 Жилищного кодекса РФ, в силу которых, по его мнению, религиозная организация не может быть стороной найма жилого помещения. Кроме того, до настоящего времени дом из государственного жилого фонда не исключен.

Одновременно заявитель просил восстановить ему срок на обращение в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что узнал об оспариваемом распоряжении 28 июня 2008 года.

Представить заявителя Г.Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 20 апреля 2009 г. N СС-П44-2122).

Представитель Правительства Российской Федерации С.А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что Правительством Российской Федерации при издании оспариваемого Распоряжения был полностью соблюден порядок передачи религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, установленный постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящего в федеральной собственности имущества религиозного назначения". Распоряжении издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.

Также указал, что заявителем пропущен установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срок обращения в суд с указанным заявлением.

Представитель Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви С.Н.Н. в судебном заседании пояснила, что Комплекс Николо-Угрешского монастыря, основанный в 1380 году, является памятником истории и культуры федерального значения, поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 и в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 является федеральной собственностью. Корпус летней гостиницы гостиничного комплекса монастыря (г. Дзержинский, улица площадь Святителя Николая, дом N 3) построен в 1866 году и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Николо-Угрешского монастыря.

Представитель Министерства культуры Российской Федерации Ч.Н.М. также пояснила, что оспариваемое Распоряжение принято с соблюдением порядка передачи в собственность религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, допускаемого к отчуждению из государственной собственности, в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.

Выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданской кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что впредь до принятия Федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

В соответствии с пунктами 1, 15 названного Постановления от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и разделом 3 Приложения N 1 к нему объекты историко-культурного наследия общероссийского значения независимо от того, на чьем балансе они находятся и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "разделом 3 Приложения N 1" следует читать "пунктом 3 Приложения N 1"


Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Николо-Угрешский монастырь (XVI-XVII вв.: Церковь и кельи, Дом Игумена, Колокольня, Стены ограды) включен в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

В феврале 1993 г. Министерством культуры СССР отделом охраны культурного наследия составлен Паспорт на памятник истории и культуры - комплекс монастырских гостиниц Николо-Угрешского монастыря. Согласно историческим сведениям, указанным в данном паспорте, комплекс гостиниц Николо-Угрешского монастыря сформировался во второй половине XIX в., является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Николо-Угрешского монастыря.

Дом N 3 по улице пл. Святителя Николая, г. Дзержинский, в котором проживает заявитель, согласно справке Министерства культуры Московской области Управления по охране и использованию культурного наследия от 28 ноября 2005 г. N 102/1-05 "О принадлежности имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)", Исторической справке от 28 ноября 2005 г. N 102/1-05 и Справке о конфессиональной принадлежности культового имущества от 28 ноября 2005 г. N 102/1-05 является корпусом летней гостиницы гостиничного комплекса Николо-Угрешского монастыря, являвшегося православным на протяжении всей своей деятельности и не менявшего своей конфессиональной принадлежности, и в соответствии с приказом Комитета по культуре Администрации Московской области от 31 декабря 1998 г. N 354 отнесен к выявленным объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Корпус летней гостиницы на 45 номеров построен в 1866 году и является неотъемлемой частью комплекса монастырских гостиниц, а также архитектурного ансамбля Николо-Угрешского монастыря. В советское время памятник использовался под жилье.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (пункт 2) к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 (Приложение N 1).

Следовательно, Николо-Угрешский монастырь, включая комплекс монастырских гостиниц, как объект историко-культурного наследия общероссийского значения относится исключительно к федеральной собственности.

В силу статьи 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры; передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (пункты 1, 3).

Объекты культурного наследия религиозного назначения согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490 утверждено Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (пункт 1), определяющее порядок передачи религиозным организациям в собственность либо пользование находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества религиозного назначения.

Пунктами 1, 5, 7 указанного Положения (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. N 49) установлено, что имущество передается религиозным организациям безвозмездно для использования его в функциональных целях. Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения в собственность осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения Правительства Российской Федерации. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения является письменное обращение религиозной организации, направляемое в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или его территориальный орган по месту нахождения такого имущества.

Из материалов дела следует, что местная религиозная православная организация Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь обратилась с просьбой о передаче ему в собственность для использования в функциональных целях единого комплекса зданий памятника истории и культуры федерального значения "Николо-Угрешский монастырь", расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, дома 1; 1, корп. 6; 3; 3а; 4-6; 6а; 7; 7а. (том 1 л.д. 84); к заявлению были приложены все необходимые документы, указанные в пунктах 7, 8 названного Положения (том 1 л.д. 85-104).

11 ноября 2005 г. на данный гостиничный комплекс заключен охранный договор (обязательство), сторонами которого являлись Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви и Министерство культуры Московской области - специально уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия Московской области. В перечень объектов культурного наследия, входящих в состав гостиничного комплекса Николо-Угрешского монастыря в частности входит корпус летней гостиницы (дом 3) (том 2 л.д. 33а-38).

Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 27 октября 2005 г. летняя гостиница построена в 1870 годы, после разорения монастыря переоборудована под жилые дома (том 2 л.д. 39).

Проект оспариваемого Распоряжения был согласован с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (том 1 л.д. 81, 82).

Таким образом, оспариваемое Распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490.

Доводы заявителя о нарушении оспариваемым актом его жилищных прав и в частности права на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, не являются основанием для признания акта недействительным.

Статьей 675 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 64 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Следовательно, право пользования жилым помещением по договору социального найма за заявителем сохраняется.

Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения установлено Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Проверка обоснованности отказа заявителю в приватизации жилого помещения производится в ином судебном порядке.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что переход права собственности на дом 3, площадь Святителя Николая, г. Дзержинский в установленном законом порядке не зарегистрирован. Следовательно, собственник и правовой режим данного объекта недвижимости не изменился.

В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Оспариваемое Распоряжение является ненормативным правовым актом, официально опубликовано 9 июня 2006 г. Следовательно, Распоряжение было доведено до сведения неопределенного круга лиц в июне 2006 г. и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации об этом акте, у заявителя и других лиц не имелось.

Заявитель указал, что о Распоряжении ему стало известно 28 июня 2008 г. из сообщения администрации г. Дзержинска от 23 июня 2008 г. N 373-АГО/08 об отказе в приватизации занимаемой им комнаты. С заявлением о признании незаконным Распоряжения заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации только 3 апреля 2009 г.

То обстоятельство, что заявитель оспаривал в Люберецком городском суде Московской области отказ в приватизации, не препятствовало ему своевременно обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с данным заявлением.

С учетом изложенного, суд считает, что срок на обращение в суд заявителем пропущен без уважительных причин и восстановлению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской решил:

заявление У.Н.М. о признании недействительным пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 819-р "О безвозмездной передаче в собственность Николо-Угрешского Ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви объекта религиозного назначения", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N ГКПИ09-517


Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 сентября 2009 г. N КАС09-427 настоящее решение оставлено без изменения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.