Решение Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-767 Об отказе в признании недействующим Положения о морских лоцманах РФ, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 112

Решение Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-767

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N КАС09-460 настоящее решение было оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерации профсоюзов работников морского транспорта о признании недействующим Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 112, установил:

Федерация профсоюзов работников морского транспорта обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 112, считая, что при его принятии не был соблюден установленный законодательством Российской Федерации порядок издания нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, вследствие чего нарушены права общественного объединения профсоюзов, созданного в целях защиты трудовых прав лоцманов.

Заявление мотивировано тем, что вопреки требованиям абзаца третьего статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" данный нормативный правовой акт принят без учета мнения соответствующего профсоюза, этим актом обязанность по проведению аттестации морских лоцманов возлагается на капитана морского порта, не являющегося работодателем, в противоречие с требованиями части 2 статьи 81 и статьи 82 Трудового кодекса РФ, предполагающими установление порядка проведения аттестации работодателем с учетом мнения выборного органа работников и предусматривающими обязательное участие представителя первичной профсоюзной организации в составе аттестационной комиссии.

Министерство транспорта Российской Федерации в письменных возражениях указало на то, что аттестация морских лоцманов проводится созданной компетентными органами государственной власти аттестационными (квалификационными) комиссиями, проверяющими квалификацию лица на соответствие требованиям, предъявляемым к соискателям специального права, данные отношения носят административно-публичный характер и не зависят от трудовых отношений. Министерство юстиции Российской Федерации сообщило, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти, согласован в установленном порядке с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству, по своему содержанию соответствует федеральному закону.

Выслушав объяснения представителя заявителя Н.В.Г., поддержавшего вышеприведенные доводы, возражения представителей Министерства транспорта Российской Федерации О.Д.А., Т.С.Р. и Министерства юстиции Российской Федерации Г.Е.П., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Лоцманская проводка судов, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, преследующая цели обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды, осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах, удовлетворяющими требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (статьи 86 и 87). На лоцманов возлагается ряд обязанностей публично-правового характера, выполнение которых не зависит от того, в качестве работника какой организации по лоцманской проводке судов осуществляется их деятельность (статья 92).

Таким образом, исходя из того, что основу деятельности по лоцманской проводке судов составляет публичный интерес, федеральный законодатель отнес регулирование порядка проверки профессиональной подготовки морских лоцманов и проведения их аттестации к компетенции федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющего нормативно-правовое регулирование, в том числе в сфере морского транспорта (включая морские порты), предписав согласовывать данное регулирование с другими федеральными органами исполнительной власти, в функции которых входит обеспечение безопасности мореплавания и защита морской среды в установленных сферах деятельности. Участие профсоюзов, в функции которых не входит обеспечение безопасности плавания судов, в процедуре принятия такого нормативного правового акта не предусмотрено.

Положение о морских лоцманах Российской Федерации утверждено Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 1 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания РФ, статьей 328 Трудового кодекса РФ, определяющей особенности регулирования труда работников транспорта, с соблюдением установленного федеральным законодателем порядка, согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.08.2008 г., регистрационный N 12198, опубликован в "Российской газете" 17.09.2008 г.

Из содержания раздела V этого Положения следует, что предусмотренная им аттестация морских лоцманов проводится не в целях определения их соответствия занимаемой должности в организациях, работниками которых они являются, а на предмет соответствия установленным государством требованиям к профессиональной квалификации лоцмана, его подготовке, возрасту, здоровью, уровню образования и иным условиям, необходимым для выполнения функций по безопасной лоцманской проводке судов. Аттестация осуществляется в форме экзамена и, по своей сути, представляет собой процедуру наделения либо подтверждения права гражданина Российской Федерации осуществлять деятельность по лоцманской проводке судов, исполнять возложенные на лоцманов федеральным законодателем обязанности публично-правового характера.

Часть 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ, на которую ссылается заявитель в обоснование своего требования, предусматривающая установление порядка аттестации трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, не распространяется на отношения, регулируемые оспариваемым Положением. Данная норма относится к установлению порядка аттестации, проводимой работодателем в целях определения соответствия состоящего с ним в трудовых отношениях работника занимаемой должности или выполняемой работе.

Аттестация морских лоцманов проводится не работодателем, а специально созданным в развитие норм Кодекса торгового мореплавания РФ органом (аттестационной комиссией), и преследует иные вышеуказанные цели, обусловленные требованиями защиты публичного интереса. По этим же мотивам ошибочной является и ссылка заявителя на часть 3 статьи 82 Трудового кодекса РФ, предусматривающую включение в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке представителя первичной профсоюзной организации. Указанное правило применяется при проведении аттестации работников работодателями в соответствии с локальными нормативными актами, принятыми с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Право капитана морского порта, осуществляющего в силу статей 74, 76 Кодекса торгового мореплавания РФ функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту и контролю за деятельностью лоцманской службы, выдавать лоцманские удостоверения, подтверждающие специальное право на лоцманскую проводку судов в определенных районах, предполагает проверку на соответствие предъявляемым к морским лоцманам требованиям граждан, претендующих на получение либо подтверждение такого права. Поэтому возложение оспариваемым Положением на него обязанностей по определению персонального состава аттестационной комиссии, председателем которой он является, и по организации проведения аттестационного экзамена не противоречит нормам указанного Кодекса.

Положение о морских лоцманах Российской Федерации по процедуре принятия и по содержанию норм, регулирующих порядок проведения аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов соответствует требованиям федерального закона, прав и свобод заявителя не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Федерации профсоюзов работников морского транспорта о признании недействующим Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 112, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-767


Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N КАС09-460 настоящее решение было оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.