Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2009 г. N 6720/09 Поскольку представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, суд правомерно пришел к выводу, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2009 г. N 6720/09


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2009 по делу N А38-1662/2008-12-63 Арбитражного суда Республики Марий Эл.

В заседании приняли участие представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - Авдеева М.Г., Жаворонкова Т.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также выступление представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл" (далее - отделение фонда социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - орган бюджетного надзора) от 22.05.2008 N 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2008 требование удовлетворено частично.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 26.03.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции отделение фонда социального страхования просит отменить его, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

В отзыве на заявление орган бюджетного надзора просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Органом бюджетного надзора проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности отделения фонда социального страхования за 2007 год, результаты которой оформлены актом от 08.05.2008, зафиксировавшим финансовые нарушения, допущенные отделением.

На основании акта проверки орган бюджетного надзора вынес представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.05.2008 N 25 (далее - представление), которым обязал отделение фонда социального страхования принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и проинформировать орган бюджетного надзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что названное представление является ненормативным правовым актом, дело об оспаривании которого относится к компетенции арбитражного суда, в связи с чем рассмотрел спор по существу и вынес решение о частичном удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции счел, что представление не является ненормативным правовым актом, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов, носит информационный характер, в связи с этим пришел к выводу о неподведомственности спора арбитражному суду, отменил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Орган бюджетного надзора вынес представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В представлении содержатся выводы о неправомерном использовании отделением фонда социального страхования средств социального страхования, о нарушении им бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие отделение принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, обоснованным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что упомянутое представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, производство по делу судом кассационной инстанции прекращено неправомерно.

При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2009 по делу N А38-1662/2008-12-63 Арбитражного суда Республики Марий Эл отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.


Председательствующий

А.А. Иванов



Орган бюджетного надзора вынес отделению ФСС РФ предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Согласно этому предписанию отделение было обязано принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений, а также проинформировать о результатах рассмотрения представления.

Отделение обратилось в суд.

Окружной суд счел, что дело об оспаривании такого представления не подведомственно арбитражному суду. Президиум ВАС РФ указал на ошибочность этого вывода и разъяснил следующее.

Орган бюджетного надзора вынес представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств государственных внебюджетных фондов. В представлении содержатся выводы о неправомерном использовании средств соцстрахования, о нарушении бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие отделение принять меры по недопущению нарушений и проинформировать о результатах рассмотрения представления.

КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Исходя из разъяснений Пленума ВАС РФ (ранее изложенных в постановлении от 02.06.2004 N 10), представления административных органов (должностных лиц) об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде.

Таким образом, оспариваемое представление органа бюджетного надзора, неисполнение которого влечет административную ответственность, может быть оспорено в арбитражном суде.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2009 г. N 6720/09


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 12


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 23.10.2009


Номер дела в первой инстанции: А38-1662/2008-12-63


Истец: ГУ РО ФСС РФ по РМЭ

Ответчик: ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в РМЭ


Хронология рассмотрения дела:


30.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-1662/2008-12-63


22.09.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 6720/09


26.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-1662/2008-12-63


25.12.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4211/08


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.