Решение Верховного Суда РФ от 18 августа 2009 г. N ГКПИ09-965 Об отказе в признании частично не действующим постановления Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Решение Верховного Суда РФ от 18 августа 2009 г. N ГКПИ09-965


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.В.В. о признании частично недействующими пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктов 1 и 14 Приложения N 1 и пункта 2 Приложения N 2 к данному Постановлению, установил:

Правительством Российской Федерации принято постановление от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсации иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление). Постановление опубликовано в "Российской газете", N 293, 28 декабря 2007 г.

Пунктом 1 данного Постановления установлено, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", осуществить с 1 января 2009 г. индексацию с применением коэффициента 1,13 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно приложениям N 1 и 2; ежемесячная денежная компенсация и ежемесячная денежная сумма, установленные частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Приложением N 1 к Постановлению определен размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона) с 1 января 2009 года в размере 538, 43 руб. (пункт 1); размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) с 1 января 2009 года с учетом индексации: инвалидам I группы - 11 258,04 руб., инвалидам II группы - 5 629,03 руб., инвалидам III группы - 2 251,6 руб. (пункт 14).

Пунктом 2 Приложения N 2 к Постановлению определен размер ежегодной компенсации за вред здоровью (часть первая статьи 39 Закона) с 1 января 2009 года с учетом индексации: инвалидам I и II групп 897, 39 руб., инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы) - 717,91 руб.

С.В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 Постановления, пунктов 1 и 14 Приложения N 1 и пункта 2 Приложения N 2 к данному Постановлению в части, исключающей применение установленного этими нормами механизма индексации к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П (19 июня 2002 года) до дня вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) (29 мая 2004 года).

По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат части третьей статьи 5 Закона и нарушают его право на индексацию компенсационных выплат, установленных решением суда.

В судебном заседании заявитель и его представитель М.В.Н. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 23 июля 2009 года N СС-П12-4178).

Представители Правительства Российской Федерации П.О.Н. и С.М.В. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Постановление принято в соответствии с Законом и Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", не содержит каких-либо ограничений в части индексации выплат и компенсаций, назначенных судебными решениями и не нарушает прав заявителя на индексацию компенсационных выплат, присужденных ему решением суда, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в нем правилами, не осуществляется.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 3 Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, гарантируются ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей (пункты 13, 15 части первой статьи 14 Закона); ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона); ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей (часть первая статьи 39 Закона).

Согласно части третьей статьи 5 Закона, статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями начиная с 2004 года ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2009 год утвержден в размере, не превышающем 13 процентов.

Оспариваемым Постановлением Правительством Российской Федерации утвержден порядок индексации выплат и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в 2009 году. Установленные пунктом 1 данного Постановления коэффициент 1,13, а также размеры ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (пункт 1 Приложения N 1), ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью (пункт 14 Приложения N 1), ежегодной компенсации за вред здоровью (пункт 2 Приложения N 2) соответствуют установленному законом уровню инфляции и, следовательно, не противоречат части третьей статьи 5 Закона.

Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии с приведенными выше нормами законодательства, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными законами не предусмотрено.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормы Постановления исключают применение установленного этими нормами механизма индексации к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, суд считает необоснованными.

Оспариваемое Постановление не устанавливает круг лиц, на который распространяется его действие. И, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 г. N 879-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" постановления, устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется.

В связи с чем довод заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт принят Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, является необоснованным.

Оспариваемые С.В.В. положения Постановления направлены на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и права заявителя не нарушают. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление от 19 июня 2002 г. N 11-П, определения от 25 марта 2003 г. N 49-О, от 4 октября 2005 г. N 364-О).

Неправильное толкование и применение правоприменителями оспариваемых правовых норм не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы основаны на законе и не противоречат ему, постановление издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции, и не нарушает прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление С.В.В. о признании частично недействующими пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктов 1 и 14 Приложения N 1 и пункта 2 Приложения N 2 к данному Постановлению, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 18 августа 2009 г. N ГКПИ09-965


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.