Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 19-Г09-10 Дело о признании недействующим и исключении из ст. 5 Закона Ставропольского края от 14 июля 2008 г. N 45-КЗ положения о том, что настоящий закон вступает в силу не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году, направлено для рассмотрения по существу в суд первой инстанции

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 19-Г09-10


Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам

рассмотрела в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью Ставропольская региональная компания по реализации газа "Ставропольрегионгаз" о признании недействующим и исключении из ст. 5 Закона Ставропольского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности" N 45-КЗ от 14.07.2008 года, положение о том, что настоящий Закон вступает в силу не ранее вступления в силу Закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью Ставропольская региональная компания по реализации газа "Ставропольрегионгаз" на определение Ставропольского краевого суда от 14 июля 2009 года, которым обществу с ограниченной ответственностью Ставропольская региональная компания по реализации газа "Ставропольрегионгаз" в принятии заявления о признании недействующим и исключении из ст. 5 Закона Ставропольского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности" N 45-КЗ от 14.07.2008 года, положение о том, что настоящий закон вступает в силу не ранее вступления в силу Закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.Т.И., объяснения представителя по доверенности общества с ограниченной ответственностью Ставропольская региональная компания по реализации газа "Ставропольрегионгаз" М.М.Ш., поддержавшего доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Государственной Думой Ставропольского края 14 июля 2008 года принят Закон N 45-КЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности", который 16 июля 2008 года официально опубликован в газете "Ставропольская правда".

Общество с ограниченной ответственностью Ставропольская региональная компания по реализации газа "Ставропольрегионгаз" обратилась в суд с заявлением о признании недействующим и исключении из ст. 5 вышеназванного закона положение о том, что настоящий закон вступает в силу не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые положения Закона Ставропольского края противоречат ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Закону Ставропольского края от 9 июня 1994 года N 1-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края", т.е. оспариваемая норма закона нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, т.к. создает препятствия в безубыточной реализации газа педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

По делу постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене определения и направлении материала на рассмотрение в суд 1 инстанции.

Судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу определения по следующим основаниям.

Изучив доводы заявителя, судья указал в определении, что из представленных материалов усматривается, что в силу статьи 5 Закона Ставропольского края от 14 июля 2008 года N 45-КЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности" данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году и на день обращения в суд заявителя оспариваемый нормативный акт не вступил в законную силу, что подтверждается и доводами заявления ООО "Ставропольрегионгаз" и в принятии заявления к производству суда отказал.

С таким выводом судьи согласиться нельзя. В силу п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Таких оснований у судьи не имелось.

Утверждение в определении о том, что оспариваемый нормативный акт не может быть предметом рассмотрения суда нельзя признать состоятельным.

Как видно из материалов, оспариваемый нормативный акт - Закон Ставропольского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности" N 45-КЗ от 14.07.2008 года, принят и опубликован в установленном законом порядке, но в ст. 5 этого закона имеется положение о том, что настоящий закон вступает в силу не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Конституционный суд в своем определении от 10 марта 2005 года N 71-О по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" указал, что по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обязательные требования предъявляются не только к форме, процедуре принятия и содержанию закона субъекта Российской Федерации, но и к порядку введения его в действие: в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель субъекта Российской Федерации должен определять разумный срок введения в действие соответствующего закона (Постановление от 30 января 2001 года N 2-П).

В силу изложенного следует, что порядок вступления законов субъекта в действие определен федеральным законодательством и нарушение такого порядка может быть оспорено в суде.

С учетом анализа действующего законодательства, судебная коллегия находит основания к отмене постановленного по делу определения.

Руководствуясь ст. 374 ГПК Российской Федерации судебная коллегия определила:

определение судьи Ставропольского краевого суда от 14 июля 2009 года отменить, материал направить для рассмотрения по существу в суд 1 инстанции.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 19-Г09-10


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение