Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N 56-Г09-26 О признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Закона Приморского края от 14 ноября 2001 г. N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N 56-Г09-26


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе губернатора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 8 июля 2009 года, которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Закона Приморского края от 14 ноября 2001 г. N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" в редакции Законов Приморского края от 28 июня 2007 г. N 104-КЗ и от 12 ноября 2008 г. N 334-КЗ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., объяснения представителя губернатора Приморского края К.В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 11 Реестра административно-территориальных единиц Приморского края, являющегося приложением к Закону Приморского края от 14 ноября 2001 г. N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края", в части включения в Реестр поселка Волхушка.

В обоснование требований сослался на его противоречие статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статье 14 Устава Приморского края.

Решением Приморского краевого суда от 8 июля 2009 года заявление прокурора Приморского края удовлетворено.

В кассационной жалобе губернатор Приморского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.

Административно-территориальное устройство Приморского края в силу статьи 14 Устава Приморского края - система административно-территориальных единиц Приморского края и населенных пунктов Приморского края, обеспечивающая упорядоченное осуществление на территории Приморского края функций государственного управления и местного самоуправления, а также порядок образования, изменения, упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов.

Административно-территориальными единицами в Приморском крае являются города краевого подчинения, административные районы, внутригородские районы, городские и сельские населенные пункты.

Пунктом 2 этой же статьи Устава предусмотрено, что решения по вопросам административно-территориального устройства принимаются Законодательным Собранием Приморского края по представлению губернатора Приморского края с учетом решений органов местного самоуправления, отражающих мнение населения, проживающего на территории административно-территориальных единиц, чьи интересы затрагиваются при этом.

Статьёй 7 Закона Приморского края от 14 ноября 2001 г. N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" поселки отнесены к сельским населенным пунктам.

Пунктом 11 Реестра административно-территориальных единиц Приморского края, являющегося приложением к названному выше Закону, в состав города Уссурийска включён посёлок Волхушка.

Как следует из материалов дела, поселок Волха (Волхушка) в 1950-1960-е годы являлся лесозаготовительным участком Анучинского леспромхоза. После окончания деятельности лесозаготовительного участка поселок прекратил свое существование. На дежурной справочной карте издания 1975 года населенный пункт Волхушка показан нежилым. В настоящее время территория бывшего поселка Волха (Волхушка) представляет собой участок лесного фонда, используемый общественной организацией в охотничьих и рекреационных целях.

Судом установлено, что мнение населения Уссурийского городского округа по вопросу включения в состав города Уссурийска в качестве населённого пункта не имеющего населения поселка Волхушка, не выяснялось и не учитывалось.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые прокурором положения противоречат требованиям статьи 14 Устава Приморского края как акту, имеющему большую юридическую силу, а потому подлежат признанию недействующими.

Довод кассационной жалобы о том, что в данном случае имело место не образование нового населенного пункта, а воссоздание ранее существовавшего, на что выяснение мнения населения не требовалось, проверялся судом и правильно признан им необоснованным.

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Устава Приморского края Законодательным Собранием Приморского края решения с учетом решений органов местного самоуправления, отражающих мнение населения, проживающего на территории административно-территориальных единиц, чьи интересы затрагиваются при этом, принимаются по вопросам административно-территориального устройства вообще, а не только исключительно по вопросам создания или упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов. Изложенное вытекает из вышеприведённых положений той же статьи Устава края о том, что административно-территориальное устройство Приморского края - это система административно-территориальных единиц Приморского края и населенных пунктов Приморского края, обеспечивающая не только порядок их образования, изменения, упразднения, но и упорядоченное осуществление на территории Приморского края функций государственного управления и местного самоуправления.

Согласно статье 1 оспариваемого Закона населённый пункт - это место постоянного компактного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающие в черте населённого пункта жилые, административные и хозяйственные постройки.

Следовательно, включение в такую систему в качестве административно-территориальной единицы населённого пункта, не отвечающего указанным требованиям, влекущее за собой определённые расходы местного бюджета на решение вопросов местного значения, то есть затрагивающее интересы муниципального образования, не могло быть осуществлено без учёта решения органов местного самоуправления данного муниципального образования, отражающего мнение проживающего на его территории населения.

Ссылка в жалобе на то, что статья 14 Устава края устанавливает порядок принятия решений по вопросам административно-территориального устройства, а оспариваемые положения определяют перечень населённых пунктов, входящих в состав города Уссурийска, и между ними нет связи и противоречий, является несостоятельной.

Включение в административно-территориальную систему Приморского края воссоздаваемого населённого пункта по существу и есть принятие решения по вопросам административно-территориального устройства.

Суждения заинтересованного лица о том, что население Уссурийского городского округа высказало свое мнение относительно образования поселка Волхушка при проведении публичных слушаний в июле 2008 года по вопросу проекта генерального плана округа и в марте 2009 года по вопросу о внесении изменений в Устав Уссурийского городского округа, также были предметом проверки суда, обоснованно указавшего на то, что из буквального толкования статьи 14 Устава Приморского края следует, что мнение населения должно быть выявлено и отражено в муниципальном правовом акте до решения вопроса об изменении административно-территориального устройства, а не после.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Приморского краевого суда от 8 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Приморского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N 56-Г09-26


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение