Определение ВК Верховного Суда РФ от 7 апреля 1998 г. "Военнослужащий в период военной службы обеспечивается жильем лишь по месту прохождения службы" (извлечение)

Определение ВК Верховного Суда РФ от 7 апреля 1998 г.
"Военнослужащий в период военной службы
обеспечивается жильем лишь по месту прохождения службы"
(извлечение)


Капитан Наумов, проходящий службу в одной из частей Наро-Фоминского гарнизона, обратился в военный суд с жалобой, в которой просил признать неправомерными действия командира части, отказавшего ему в выделении безвозмездной финансовой помощи для строительства кооперативной квартиры в г.Ярославле по тому основанию, что он вступил в жилищно-строительный кооператив (ЖСК), расположенный в другой от места службы местности.

Военный суд Наро-Фоминского гарнизона отказал Наумову в удовлетворении его жалобы.

Военный суд Московского военного округа решение отменил и вынес новое решение, возложив обязанность на командира части оказать Наумову безвозмездную финансовую помощь на строительство кооперативного жилья в г.Ярославле. Удовлетворяя требования Наумова, военный суд округа пришел к выводу о том, что оказание военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство кооперативного жилья, согласно требованиям п.14 ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", не ставится в зависимость от того, в каком месте находится ЖСК, в который вступил военнослужащий.

Председатель Военной коллегии Верховного суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения военного суда округа в связи с неправильным толкованием норм материального права.

Военная коллегия Верховного Суда РФ 7 апреля 1998 г. протест удовлетворила, указав следующее.

Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями)* предоставление военнослужащим жилых помещений, равно как и иное улучшение их жилищных условий, осуществляются Министерством обороны Российской Федерации по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.

В соответствии с действующим законодательством ("Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденные постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г.; Жилищный кодекс РСФСР) обязательным условием для принятия на учет граждан (по месту их жительства либо по месту работы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте. В члены ЖСК могут быть приняты также лишь граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте.

В соответствии с названными нормативными актами в период прохождения военной службы учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, последующее предоставление им жилых помещений либо улучшение жилищных условий должны производиться в местности, где они, исполняя воинскую обязанность, проживают.

Последнее обстоятельство, вопреки выводам военного суда округа, не нарушает конституционное право граждан на выбор места жительства.

Оно обусловлено, с одной стороны, заключением гражданами контрактов о прохождении военной службы и необходимостью проживания в определенной местности в целях исполнения обязанностей, предусмотренных этими контрактами, а с другой - обязанностью органов государственной власти и управления обеспечить соблюдение прав военнослужащих, в том числе права на жилище.

Согласно требованиям ст.6 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

Изменять же место военной службы, в том числе переводиться в другую местность, военнослужащие имеют право лишь в соответствии с заключенным контрактом и по основаниям, установленным Положением о порядке прохождения военной службы.

Лишь в установленных действующим законодательством случаях военнослужащие имеют право (независимо от обеспечения их жильем по месту службы) на получение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации безвозмездной финансовой помощи для строительства (покупки) жилья в другой от места военной службы местности (п.6 ст.15 упомянутого Закона) за три года до увольнения с военной службы по возрасту и в год увольнения по состоянию здоровью или в связи с организационными штатными мероприятиями.

Как видно из материалов дела, предельный возраст пребывания капитана Наумова на военной службе наступил через пять лет. По месту службы он стоит в очереди на улучшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах у Наумова отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья в другой от места военной службы местности, в связи с чем военный суд гарнизона обоснованно отказал ему в удовлетворении его жалобы.


------------------------------

* В настоящее время действует Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих".




Определение ВК Верховного Суда РФ от 7 апреля 1998 г. "Военнослужащий в период военной службы обеспечивается жильем лишь по месту прохождения службы" (извлечение)


Текст определения в извлечениях опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 4, с. 13




Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.