Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 г. N 45-Г09-27 Об отказе в признании недействующими статьи 103 Избирательного кодекса Свердловской области и пункта 358 статьи 1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 г. N 4-ОЗ "О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 г. N 45-Г09-27


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям Артюха Евгения Петровича, Вершинина Дмитрия Федоровича о признании недействующими статьи 103 Избирательного кодекса Свердловской области и пункта 358 статьи 1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года N 4-ОЗ "О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области" жалобам Артюха Е.П., Вершинина Д.Ф. на решение Свердловского областного суда от 24 августа 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения заявителей Артюха Е.П. и Вершинина Д.Ф., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителя законодательного собрания Свердловской области Суслова А.Ф., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Артюх Е.П. и Вершинин Д.Ф. обратились в суд с заявлениями о признании противоречащими закону и недействующими статьи 103 Избирательного кодекса Свердловской области и пункта 358 статьи 1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года N 4-ОЗ "О внесении изменений в Избирательный кодекса Свердловской области", ссылаясь на то, что 8 октября 2006 года они были избраны депутатами Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Устава Свердловской области состоит из 28 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Каждые 2 года переизбирается половина депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. С учетом этого срок их полномочий должен истекать в октябре 2010 года.

Проведение же выборов во второе воскресенье марта 2010 года, как это предусмотрено оспариваемой статьей 103 Избирательного кодекса Свердловской области, изменяет срок их полномочий, установленный Уставом Свердловской области, сокращая его на 7 месяцев.

Состоявшиеся 8 октября 2006 года выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области были проведены в соответствии с положениями пункта 3 статьи 81.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как полномочия депутатов Областной Думы, избранных в 2002 году истекали в апреле 2006 года.

Проведение последующих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации возможно, как во второе воскресенье марта, так и во второе воскресенье октября.

В силу пункта 8 статьи 81.1 названного Федерального закона выборы в любом случае должны быть проведены в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, а пункт 1 статьи 8 этого закона прямо указывает, что в этом случае выборы проводятся во второе воскресенье октября.

Изменение срока полномочий депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области путем принятия статьи 103 Избирательного кодекса Свердловской области без одновременного внесения соответствующих изменений в Устав Свердловской области, по мнению заявителей является неправомерным, поскольку противоречит пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым предусмотрено, что срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации должен устанавливаться в первую очередь в конституции (уставе) данного субъекта Российской Федерации, а изменение срока полномочий возможно путем внесения изменений в первую очередь в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Сокращение предусмотренного Уставом Свердловской области срока депутатских полномочий заявителей нарушает их право на участие в управлении делами государства посредством реализации полномочий депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в течение всего срока полномочий, а также их права как избирателей, участвовавших в голосовании, поскольку ограничивают полномочия тех депутатов, за избрание которых они голосовали.

Кроме того, сокращение срока полномочий заявителей нарушает принцип равенства депутатов, закрепленный подпунктом 3 статьи 2 Регламента Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.

Решением Свердловского областного суда от 24 августа 2009 года постановлено: отказать в удовлетворении заявлений Артюха Евгения Петровича, Вершинина Дмитрия Федоровича о признании противоречащими закону и недействующими статьи 103 Избирательного кодекса Свердловской области, пункта 358 статьи 1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года 4-ОЗ "О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области".

Артюх Е.П., Вершинин Д.Ф. подали кассационные жалобы, в которых просят решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии со ст. 103 Избирательного кодекса Свердловской области введенной п. 358 ст. 1 Закона Свердловской области от 20.02.2006 N 4-ОЗ "О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области", очередные выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в 2010 году проводятся во второе воскресенье марта.

Судом установлено, что оспариваемые нормы приняты до проведения очередных выборов, которые назначены совместным постановлением палат Законодательного Собрания Свердловской области от 29.06.2006 N 79-ПП и состоялись 08.10.2006, и депутаты, в том числе и заявители, избранные во второе воскресенье октября 2006 года, уже избирались на срок до второго воскресенья марта 2010 года.

При этом в соответствии со ст. 81.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в Свердловской области имело место однократное продление срока полномочий депутатов, который истек в марте 2006 года.

При таких обстоятельствах в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации" норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ срока, на который избираются органы государственной власти, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы, согласуется с оспариваемыми нормами.

Согласно п. 1 ст. 32 и п. 4 ст. 34 Устава Свердловской области депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области избираются сроком на 4 года, каждые 2 года переизбирается половина депутатов Областной Думы. Выборы депутатов Областной Думы должны назначаться в сроки, установленные федеральным законом. Днями голосования на выборах депутатов Областной Думы являются дни, установленные федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет.

Избирательный кодекс Свердловской области не содержит норм, устанавливающих конкретный срок полномочий депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и делает отсылку к иным нормативным правовым актам (п. 1 ст. 7 Избирательного Кодекса Свердловской области), в том числе к Уставу Свердловской области, что соответствует положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи в референдуме граждан Российской Федерации".

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

В соответствии с в п. 8 ст. 81.1 Федерального закона Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи в референдуме граждан Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с п.п. 3, 4, 5 или 7 указанной статьи в иные, чем второе воскресенье марта дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями, уставами, законами субъектов РФ, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, в день голосования на указанных выборах.

Указанная норма федерального закона и была применена при принятии ст. 103 Избирательного кодекса Свердловской области в целях приведения к единообразию избирательного процесса в области.

При этом нормы ст. 103 Избирательного кодекса Свердловской области не регулируют вопросы срока полномочий депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, а лишь определяет дату выборов, как это предусмотрено федеральным законом.

Более того, оспариваемые нормы не противоречат положениям п. 5 ст. 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установлен предельный срок полномочий депутатов.

Доводы кассационной жалобы о нарушении активного избирательного права оспариваемыми нормами нельзя признать состоятельными, поскольку активное избирательное право (п. 26 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи в референдуме граждан Российской Федерации") - это право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которое реализуется путем участия в голосовании за кандидатов, списки кандидатов.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационных жалобах, отражена в решении суда, выводы которого, как указаны выше, Судебная коллегия считает правильными.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Свердловского областного суда от 24 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Артюха Е.П., Вершинина Д.Ф. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 г. N 45-Г09-27


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.