Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1084 Об отказе в признании частично не действующей сноски *(3) к Декларации об объекте недвижимого имущества, утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 августа 2006 г. N 232

Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1084


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.В.П. о признании частично недействующим пункта <3> (оборотная сторона) Декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 232, установил:

согласно пункту <3> (оборотная сторона) Декларации об объекте недвижимого имущества при заполнении пункта 4 Декларации, предусматривающего указание информации о кадастровом номере земельного участка, необходимо указать кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества в соответствии с кадастровым планом земельного участка.

Гражданин В.В.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта <3> (оборотная сторона) Декларации.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку устанавливают обязанность заинтересованным лицам указывать при заполнении декларации об объекте недвижимого имущества кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества в соответствии с кадастровым планом земельного участка. Как указывает заявитель, он обратился в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по вопросу государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на индивидуальный гараж, государственная регистрация была приостановлена, так как в представленной декларации отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка.

В суде представитель В.В.П. по доверенности Б.В.Ю. поддержал заявленные требования и пояснил, что пункт <3> (оборотная сторона) Декларации не учитывает особенности государственной регистрации в упрощенном порядке некоторых объектов недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции таких объектов недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство и соответственно не требуется кадастрового паспорта земельного участка.

Представители заинтересованных лиц Минэкономразвития России В.О.А., К.В.В., Минюста России О.Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителя В.В.П. по доверенности Б.В.Ю., представителей Минэкономразвития России В.О.А., К.В.В., Минюста России О.Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К.В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон) дополнен статьей 25.3, которая устанавливает особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Данная норма определяет, какие документы служат основаниями для государственной регистрации права собственности на некоторые объекты недвижимого имущества. Согласно пункту 3 статьи 25.3 Федерального закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В соответствие Федеральным законом (пункт 4 статьи 18, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта), и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляло Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15 августа 2006 г. N 232 утвердило Декларацию об объекте недвижимого имущества.

Данный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2006 г., регистрационный номер 8181, официально опубликован в "Российской газете" N 192, 31.08.2006, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 36, 04.09.2006.

В настоящее время функции по нормативно-правовому регулированию государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности реализует Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Пунктом 4 данной статьи установлено, какие сведения должны включаться в декларацию об объекте недвижимого имущества. Это сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.

Таким образом, сведения о кадастровом номере земельного участка являются необходимой информацией, которая подлежит отражению в декларации об объекте недвижимого имущества в силу закона и не зависит от усмотрения лица ее заполняющего, поэтому доводы заявителя о возложении на него не предусмотренной Федеральным законом обязанности являются несостоятельными.

Пункт <3> (оборотная сторона) Декларации об объекте недвижимого имущества содержит пояснения к пункту 4 Декларации о том, что кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества необходимо указать в соответствии с кадастровым планом земельного участка, и не содержит требования по предоставлению кадастрового плана земельного участка.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы компетентным органом государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан на регистрацию объектов недвижимости в упрощенном порядке, заявление В.В.П. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление В.В.П. о признании частично недействующим пункта <3> (оборотная сторона) Декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 232, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


С 2006 г. был введен упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки, дома, дачи, гаражи.

Регистрация права собственности на такие объекты недвижимости (для строительства (реконструкции) которых не требуется выдача разрешения) проводится на основании декларации.

Оспаривалась законность отдельной части формы этой декларации. В этой части указывается кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.

По мнению заявителя, оспариваемое положение возлагает на граждан обязанность, не предусмотренную законом.

ВС РФ счел положение законным и пояснил следующее.

Законом о госрегистрации прав на недвижимость установлено, какие сведения об объекте должны включаться в указанную декларацию. Это сведения о его адресе (местоположении); виде (названии); назначении; площади; количестве этажей (этажности); годе создания; о материалах наружных стен; его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения; кадастровом номере земли, на которой расположен объект. Таким образом, сведения о кадастровом номере земельного участка являются необходимой информацией, которая должна отражаться в декларации в силу закона. Указание такой информации не зависит от усмотрения лица, заполняющего эту декларацию.

Оспариваемое положение содержит указание о том, что кадастровый номер земли нужно указать в соответствии с кадастровым планом участка. Однако эта норма, вопреки мнению заявителя, не содержит требования по предоставлению самого кадастрового плана земли.


Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1084


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.