Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 45-Г09-31 Решение суда, которым отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочных выборов на должность Главы городского округа, оставлено без изменения, поскольку полномочия Главы городского округа досрочно не прекращались, основания для проведения досрочных выборов Главы муниципального образования отсутствовали

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 45-Г09-31


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.,

при секретаре Росляковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Мишина Алексея Владимировича о назначении досрочных выборов на должность Главы Сысертского городского округа Свердловской области по кассационной жалобе Мишина Алексея Владимировича на решение Свердловского областного суда от 25 сентября 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения Мишина А.В., его представителей Бусыгина Д.Л., Степанченко А.В., Бабикова П.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ЦИК РФ Воронина Д.Ю. и представителя администрации Сысертского городского округа Свердловской области Гараймовича Д.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Мишин А.В. обратился в Свердловский областной суд с заявлением о назначении досрочных выборов на должность Главы Сысертского городского округа, ссылаясь на то, что зарегистрирован и проживает в селе Патруши Сысертского района Свердловской области.

5 марта 2009 года Сысертской районной территориальной избирательной комиссией было принято решение N 14/138 "О результатах выборов Главы Сысертского городского округа по единому (общемуниципальному) избирательному округу 1 марта 2009 года", которым признаны состоявшимися и действительными выборы Главы Сысертского городского округа; избранным Главой Сысертского городского округа признан Серебренников Максим Павлович.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 6 апреля 2009 года, вступившим в законную силу 18 июня 2009 года, признаны недействительными и отменены итоги голосования на выборах Главы Сысертского городского округа 1 марта 2009 года на избирательных участках NN 862 и 873 и отменено вышеуказанное решение Сысертской районной территориальной избирательной комиссии от 5 марта 2009 года N 14/138; на Сысертскую районную территориальную избирательную комиссию возложена обязанность в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу составить новый протокол о результатах выборов с отметкой "Повторный", внести в сводную таблицу соответствующие изменения и принять решение о результатах выборов Главы Сысертского городского округа по единому (общемуниципальному) избирательному округу 1 марта 2009 года.

23 июня 2009 года Сысертской районной территориальной избирательной комиссией были составлены и подписаны протокол о результатах выборов Главы Сысертского городского округа 1 марта 2009 года с отметкой "Повторный" и сводная таблица к нему с отметкой "Повторная", в которых исключены итоги голосования на избирательных участках NN 862 и 873, как признанные судом недействительными, и принято решение N 18/148 "О результатах выборов Главы Сысертского городского округа", которым повторно признаны состоявшимися и действительными выборы Главы Сысертского городского округа; избранным Главой Сысертского городского округа признан Старков Вадим Анатольевич. Указанные акты Сысертской районной территориальной избирательной комиссии были официально опубликованы 25 июня 2009 года в "Вестнике Сысертского городского округа" N 24 (075).

В соответствии со статьей 28 Устава Сысертского городского округа Глава избирается на четыре года, полномочия прекращаются по истечению четырехлетнего срока.

На основании постановления N 1 от 6 марта 2009 года Серебренников М.П. вступил в должность Главы Сысертского городского округа, а на основании постановления N 1 от 29 июня 2009 года полномочия Серебренникова М.П. прекращены 29 июня 2009 года.

В период с 6 марта 2009 года по 29 июня 2009 года Серебренников М.П. являлся Главой Сысертского городского округа, его полномочия были прекращены досрочно, в связи с чем, в силу положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава Сысертского городского округа прекращение полномочий Серебренникова М.П. до дня истечения четырехлетнего срока является основанием для назначения представительным органом муниципального образования досрочных выборов главы в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Уточнив заявленные требования, Мишин А.В. просил обязать Думу Сысертского городского округа принять решение о назначении досрочных выборов Главы Сысертского городского округа на март 2010 года, в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу и опубликовать решение в "Вестнике Сысертского городского округа".

Решением Свердловского областного суда от 25 сентября 2009 года постановлено: отказать Мишину Алексею Владимировичу в удовлетворении заявления о назначении досрочных выборов на должность Главы Сысертского городского округа.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Статьей 23 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Судом установлено, что 1 марта 2009 года состоялось голосование на выборах Главы Сысертского городского округа, по результатам которого 5 марта 2009 года Сысертской районной территориальной избирательной комиссией было принято решение N 14/138 об избрании Главой Сысертского городского округа Серебренникова М.П.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 6 апреля 2009 года, вступившим в законную силу 18 июня 2009 года, было отменено решение Сысертской районной территориальной избирательной комиссии от 5 марта 2009 года N 14/138, которым Серебренников М.П. был признан избранным Главой Сысертского городского округа.

Во исполнение решения суда решением Сысертской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июня 2009 года N 18/148 признаны недействительными и отменены итоги голосования на избирательных участках NN 862 и 873; составлен "повторный" протокол о результатах выборов Главы Сысертского городского округа за исключением признанных недействительными итогов голосования на избирательных участках NN 862 и 873 и принято решение об избрании на должность Главы Сысертского городского округа Старкова В.А., набравшего на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; признано утратившим силу решение Сысертской районной территориальной избирательной комиссии от 6 марта 2009 года N 15/139 "О выдаче удостоверения об избрании Главой Сысертского городского округа Серебренникову Максиму Павловичу" и признано недействительным выданное удостоверение.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что на муниципальных выборах, проведенных 1 марта 2009 года, Главой Сысертского городского округа сроком на четыре года был избран Старков В.А., а не Серебренников М.П.

Суд проверил доводы заявителя о том, что полномочия Серебренникова М.П., как Главы муниципального образования, были прекращены досрочно, в связи с чем должны быть назначены досрочные выборы, и обоснованно признал их несостоятельными.

Анализ положений статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для прекращения полномочий Главы городского округа, в совокупности с п. 9 ст. 28, а также подпунктом 1 пункта 8.1 Устава Сысерского городского округа, в силу которого полномочия главы городского округа прекращаются досрочно в случае признания судом муниципальных выборов, на которых он был избран главой городского округа, несостоявшимися и отмены результатов муниципальных выборов, свидетельствует о том, что прекращение полномочий главы местного самоуправления в связи с отменой судом решения избирательной комиссии, которым гражданин был признан Главой, не является досрочным прекращением полномочий, влекущим проведение досрочных выборов.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что полномочия Серебренникова М.П., как Главы Сысертского городского округа, досрочно не прекращались, в связи с чем основания для проведения досрочных выборов главы муниципального образования отсутствуют.

Решение о досрочном прекращении полномочий Главы Сысертского городского округа уполномоченными органами местного самоуправления, законодательной, исполнительной или судебной власти, предусмотренными пунктом 9 статьи 28 Устава Сысертского городского округа, не принималось.

Решением Сысертской районной территориальной избирательной комиссии от 23 июня 2009 года 18/148 "О результатах выборов Главы Сысертского городского округа" выборы Главы Сысертского городского округа, проведенные 1 марта 2009 года, были признаны состоявшимися и действительными, в связи с чем отсутствуют основания для применения по аналогии подпункта 1 пункта 8.1 Устава Сысертского городского округа, регулирующего основания досрочного прекращения полномочий главы городского округа в случае признания выборов не состоявшимися, о чем просил заявитель.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 1 пункта 8.1 ст. 28 Устава Сысертского городского округа


Доводы кассационной жалобы о том, что постановление Серебренникова М.П. от 6 марта 2009 г. N 1 "О вступлении в должность Главы Сысертского городского округа" не отменено, что подтверждает факт досрочного прекращения его полномочий, не имеет правового значения, поскольку постановление фактически утратило силу в связи с отменой судом решения Сысертской районной территориальной избирательной комиссии от 5 марта 2009 г. N 14/138.

Также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что нормы статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в целом, применимы исключительно к кандидатам, а не к избранному лицу, поскольку такое толкование противоречит положениям пункта 3 статьи 78 названного Федерального закона, которым предусмотрено, что жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевших место в период избирательной компании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявления и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Свердловского областного суда от 25 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мишина Алексея Владимировича - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 45-Г09-31


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.