Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 78-Г09-42 Оснований для принятия заявления к производству нет, поскольку суд не может обязать высший законодательный орган государственной власти субъекта РФ принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 78-Г09-42


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Г.Л.А., Г.Г.Н. на определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2009 года, которым им возвращено заявление о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Г.Л.А. и Г.Г.Н. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором указали на то, что они, являясь инвалидами второй группы, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Однако на территории Санкт-Петербурга по настоящее время не принят закон, который определял бы порядок реализации данного права инвалидов. В этой связи просили признать незаконным бездействие Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, установив ему срок для принятия соответствующего закона.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2009 года заявление Г.Л.А. и Г.Г.Н. возвращено, заявителям разъяснено право на обращение в районный суд Санкт-Петербурга в соответствии с правилами о подсудности.

В частной жалобе Г.Л.А., Г.Г.Н. ставят вопрос об отмене определения судьи, считая его незаконным.

Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая Г.Л.А. и Г.Г.Н. поданное ими заявление, судья исходил из того, что рассмотрение и разрешение данного заявления в компетенцию Санкт-Петербургского городского суда не входит, поскольку к категориям дел, указанных в статье 26 ГПК РФ, и подсудных суду города федерального значения, данное дело не относится.

Между тем, судья не учел, что требования Г.Л.А. и Г.Г.Н. о необходимости принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга закона, устанавливающего порядок и условия реализации права инвалидов на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Санкт-Петербурге, не могут быть рассмотрены судом в порядке гражданского судопроизводства, поскольку к его компетенции не относятся.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти Санкт-Петербурга.

По смыслу приведенных норм органы законодательной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать высший законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.

В силу положений главы 24 ГПК РФ суд вправе по заявлению заинтересованных лиц проверить соответствие закона или нормативного правового акта, принятого органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, на соответствие федеральному закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу.

Какие-либо акты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга заявителями не оспариваются.

В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

При таких обстоятельствах заявление Г.Л.А. и Г.Г.Н. не может быть принято к производству суда.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2009 года отменить, в принятии заявления Г.Л.А., Г.Г.Н. к производству суда отказать.


Граждане обратились в суд, потребовав признать незаконным бездействие регионального органа законодательной власти, не принимающего законодательный акт (предусмотренный федеральным законодательством).

Как пояснили заявители, они, являясь инвалидами второй группы, в силу Федерального закона о соцзащите инвалидов имеют право в первоочередном порядке получить землю для индивидуального жилищного строительства. Между тем на территории региона все еще не принят соответствующий закон, который определял бы порядок реализации этого права инвалидов.

Заявители потребовали установить срок для принятия регионального закона.

СК по гражданским делам ВС РФ указала, что такого рода требования не могут быть рассмотрены судом в порядке гражданского судопроизводства.

Как пояснила Коллегия, исходя из Конституции РФ, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти регионов деятельность указанных органов осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти.

Таким образом, органы законодательной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать высший законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 78-Г09-42


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение