Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998-1999 годов (Женева, 26 марта 1998 г.)

Программа сотрудничества
между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998-1999 годов
(Женева, 26 марта 1998 г.)

ГАРАНТ:

См. Программу сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы

Основная цель


Настоящая Программа сотрудничества определяет цели и конкретизирует ряд мер, которые будут совместно предприняты МОТ и ее трехсторонними партнерами в Российской Федерации в 1998 и 1999 годах в рамках политики активного партнерства. Программа основана на едином понимании проблем нынешнего этапа социально-экономического развития, в решении которых в настоящее время непосредственно заинтересованы Правительство и организации работодателей и трудящихся, а также приоритетов при решении имеющихся проблем.

Цель Программы сотрудничества между Россией и МОТ заключается в разработке технических программ для социальной поддержки процесса реформ в России.

Она основана на совместном признании всеми участвующими сторонами важности устойчивого экономического развития и социальной справедливости, вытекающих из трех основных целей МОТ, а именно - содействие развития демократии, борьба с бедностью и улучшение условий труда, а также необходимости разработки адекватной и эффективной программы работ и технического содействия России, направленных на реализацию этих целей.

Настоящая Программа сотрудничества была одобрена на трехстороннем заседании Межведомственной комиссии по делам МОТ с участием официальных представителей МОТ 11 февраля 1998 года. Программа была подписана во время 271-й сессии Административного совета МОТ (март 1998 года) Генеральным директором МОТ и официально назначенными и избранными российскими представителями в Административном совете МОТ.


1. Экономическая и социальная обстановка в Российской Федерации


Россия сделала значительные шаги по переходу к рыночной экономике и приступила к реформированию системы общественных отношений.

На конец 1997 года положение в социально-трудовой сфере России характеризовалось большей либерализацией российской экономики и подвижками в устранении административных ограничений, что создало условия для кардинальных преобразований в обществе. Произошло существенное снижение темпов инфляции. Стабилизировался реальный объем валового внутреннего продукта.

Вместе с тем современное социально-экономическое положение в России весьма сложное. Продолжают действовать факторы, препятствующие реализации позитивного потенциала, сохраняется напряженное положение с формированием бюджета страны, низка инвестиционная активность, не снижается задолженность по обязательствам предприятий.

Большого внимания требуют вопросы занятости населения. Для предотвращения роста безработицы намечается осуществить комплекс разносторонних мер, направленных на достижение сбалансированности рабочей силы, создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах, расширение сектора малых и средних предприятий, развитие самозанятости и прибыльных видов деятельности населения.

Повышение уровня жизни населения, происходящее впервые с начала переходного процесса, связано, в первую очередь, с жесткой бюджетной и финансовой политикой.

Однако многие социальные нормативы, а также применяемые формы и методы социальной помощи не соответствуют нынешним экономическим отношениям. Поэтому взят курс на выработку новых механизмов социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Предприняты значительные усилия по реформированию правовой базы социально-трудовых отношений. Развитие договорных процессов, консолидация государственных и общественных институтов по защите социальных и трудовых прав граждан, а также внедрение механизмов коллективных переговоров являются наиболее важными направлениями такого реформирования.

Важной является проблема обучения, переобучения, развития и повышения квалификации персонала различных профессиональных и управленческих уровней с применением наиболее современных эффективных методик с учетом опыта, накопленного МОТ.


2. Основные направления сотрудничества


Исходя из приведенного выше краткого анализа все участвующие в Программе стороны согласились считать основными направлениями их дальнейшего сотрудничества следующее:

а. Повышение значимости и действенности законодательства,

которое включает:

реформирование трудового законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения и системы охраны труда, обеспечение эффективной выплаты заработной платы и создание соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых норм. Это также охватывает вопросы повышения способности неформального сектора соблюдать общие требования законодательства, в том числе требования по охране труда, и вопросы повышения потенциала социальных партнеров в сфере консолидации конструктивного социального диалога на всех уровнях принятия решений;

b. Содействие занятости,

которое включает:

содействие созданию полной и продуктивной занятости, помощь в развитии предприятий и людских ресурсов, реализации программ создания и сохранения рабочих мест, предотвращении массового высвобождения рабочей силы в кризисных районах и разработке мер по преодолению дискриминации на рынке труда;

с. Социальная защита,

которая включает:

формирование системы государственных минимальных стандартов, в том числе законодательное закрепление порядка определения прожиточного минимума, повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и государственных пенсий, упорядочение действующих льгот и компенсаций; повышение их адресности, обоснованности и более широкое привлечение внебюджетных источников для их выплаты.

Признано также то, что вопросы равного обращения с трудящимися мужчинами и женщинами должны стать составной частью процесса реализации указанных выше целей.

С учетом конкретной деятельности, которую следует предпринять, с января 1998 года МОТ усилила свое присутствие в России и странах СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) путем расширения Бюро в Москве группой специалистов.

Деятельность МОТ будет подкреплена активной поддержкой правительственных учреждений, организаций работодателей и трудящихся, а также неправительственных организаций. МОТ и российские органы власти будут, в необходимых случаях, тесно сотрудничать в экономической и социальной областях также с другими международными организациями, представленными в России - учреждениями ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ и др.), Мировым Банком, ВМФ, ЕБРР и Европейским Союзом, а также информировать друг друга о смежных направлениях деятельности, представляющих взаимный интерес. По соответствующим направлениям деятельности программа будет реализовываться в сотрудничестве с Международным центром профессиональной подготовки кадров МОТ (Турин).

Все стороны согласны в том, что соответствующие международные трудовые нормы будут использоваться в качестве ориентиров при разработке, реализации и дальнейшем развитии предлагаемых мероприятий.


3. Практические мероприятия по сотрудничеству


3.1. Содействие наращиванию потенциала трехсторонних партнеров


3.1.1. Будет разработан ряд мероприятий по содействию социальным партнерам МОТ в России. Эти мероприятия нацелены на усиление их организационного, административного и профессионального потенциала. Целью будет являться становление сильных, независимых и представительных действующих лиц в социальной сфере на основе взаимного партнерства.

3.1.2. Наращивание потенциала организаций работодателей будет ориентировано на подготовку ключевого персонала, деятельность которого направлена на усиление независимых организаций работодателей, и на повышение профессиональной компетентности работодателей и их организаций в таких областях, как коллективные переговоры и разрешение трудовых конфликтов.

3.1.3. Наращивание потенциала организаций профессиональных союзов будет включать предоставление информации в рамках международных систем образования трудящихся, консультирование по вопросам руководства профсоюзами и содействие по вопросам техники ведения коллективных переговоров.

3.1.4. Наращивание потенциала Минтруда России будет исходить из его ответственности за развитие и внедрение механизма активного трипартизма как на национальном, так и на местном уровнях.


3.2. Законодательная деятельность и определение политики


3.2.1. МОТ окажет помощь российским трехсторонним партнерам в выработке проектов трудового законодательства, рассмотрении имеющихся проектов законов и пересмотре действующего законодательства с учетом опыта МОТ и в соответствии с конвенциями и рекомендациями МОТ и общепринятой международной практикой.

3.2.2. В этом контексте МОТ, при необходимости, окажет консультативные и экспертные услуги органам законодательной власти по проблемам ратификации конвенций МОТ. Оно также будет проводить международные конференции, семинары и ознакомительные поездки по теме законодательной и финансовой поддержки социальной политики в страны с социально ориентированной рыночной экономикой.

3.2.3. МОТ и российские социальные партнеры изучат возможность проведения круглого стола в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда.

3.2.4. В общем плане Российская Федерация в особенности заинтересована в определении наиболее актуальных социальных задач и законодательном обеспечении их решения. МОТ окажет консультативные услуги по вопросу роли государства в обеспечении социальных гарантий и функций государственных органов при формировании и реализации политики в сфере труда, занятости и социальной защиты населения.

3.2.5. МОТ будет предоставлять консультации и комментарии, запрошенные его партнерами, по пересмотру трудового законодательства, а также законодательных актов из смежных областей, которые разрабатываются или рассматриваются компетентным органом власти. В связи с ратификацией Конвенции МОТ N 156 о равных возможностях и равном обращении: трудящиеся мужчины и женщины с семейными обязанностями - будут подготовлены предложения по изменению трудового законодательства Российской Федерации в соответствии с международными трудовыми нормами.

3.2.6. МОТ и ее партнеры в России рассмотрят заинтересованность и возможность разработки инициатив по дальнейшему развитию сотрудничества стран СНГ в социальной сфере, которые могли бы содействовать развитию согласованной региональной политики по вопросам труда, занятости, условий труда и социального обеспечения, и которая может привести к разработке комплексной Социальной хартии.


3.3. Занятость и профессиональная подготовка


3.3.1. МОТ окажет содействие в разработке российской модели социального рыночного хозяйства, с связи с чем будет проведено совместное исследование по социальным приоритетам и механизмам экономических преобразований.

3.3.2. Эксперты МОТ совместно с российскими специалистами проведут ряд совместных исследований в области трудоустройства и условий труда россиян в ближнем и дальнем зарубежье, а также трудоустройства беженцев, вынужденных мигрантов и переселенцев.

3.3.3. Совместные мероприятия, включая семинары, будут проведены по следующим темам:

- опыт стран с переходной экономикой по содействию занятости безработных граждан, включая молодежь и лиц предпенсионного возраста, а также по опыту переподготовки безработных;

- проблемы вторичной занятости.

Особое внимание будет уделено вопросам трудоустройства инвалидов на основе положений Конвенции МОТ N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. МОТ внесет свой вклад в организацию мероприятий, включающих семинары по социальной реабилитации и профессиональной переподготовке инвалидов на основе разработанной МОТ модульной методики.

3.3.4. При содействии МОТ будут осуществлены специальные программы, включая организацию стажировок для российских специалистов для изучения опыта по следующим проблемам:

- особенности реализации государственной политики занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;

- особенности демографических прогнозов и прогнозирования занятости на федеральном и региональном уровнях;

- влияние судебных решений на занятость и социальное обеспечение;

- влияние процедур несостоятельности (банкротства) предприятий на положение трудящихся в свете положений Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае несостоятельности (банкротства) их работодателя.

3.3.5. МОТ окажет техническое содействие по обеспечению эффективного применения Конвенции МОТ N 95 о защите заработной платы с учетом комментариев, сделанных Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций в соответствии со статьей 24 Устава МОТ.

3.3.6. При содействии МОТ будет реализован комплексный проект по вопросам занятости, охраны труда и повышения жизненного уровня населения в Республике Саха (Якутия), Республике Калмыкия, Республике Коми и Мурманской области. Программа ИНДИСКО (INDISCO) окажет техническое содействие этой деятельности.

3.3.7. МОТ проведет анализ ситуации положения кооперативов в России с целью разработки возможных будущих мер в данной области.

3.3.8. МОТ продолжит реализацию проекта по структурной перестройке текстильной промышленности, традиционной отрасли с преобладанием труда женщин, в Ивановской области. МОТ, правительство и социальные партнеры приглашаются стать активными участниками поиска потенциальных доноров.

3.3.9. Будет проведен сравнительный анализ законодательства по безработице (выплата пособий по безработице, определение категорий получателей пособий, взаимосвязь между выплатой пособий и механизмами содействия занятости). Он может охватить такие страны, как Канада, Франция, Германия и Великобритания.

3.3.10. МОТ окажет содействие Минтруду России в связи с разработкой проекта закона по вопросам профессиональной подготовки персонала предприятий и окажет соответствующие консультативные услуги. При разработке мероприятий в сфере профессиональной подготовки МОТ будет в полной мере опираться на использование потенциала Международного центра развития модульной системы обучения и рассмотрит возможность расширения такого подхода к другим отраслям, где безработица может возрасти.

3.3.11. С помощью МОТ будет разработан и реализован проект по содействию занятости и борьбе с бедностью для женщин России, возможно в рамках международного проекта, охватывающего несколько стран.


3.4. Развитие трипартизма и урегулирование трудовых конфликтов


3.4.1. МОТ окажет консультативные услуги и проведет экспертные оценки, относящиеся к развитию трипартизма и урегулированию трудовых конфликтов, посредством тщательного рассмотрения существующих и предлагаемых законов, таких как законы "О тарифных соглашениях", "О социальном партнерстве" и "Об организациях работодателей" с учетом положений Конвенции N 144 и Рекомендации N 152.

3.4.2. При содействии МОТ предполагается организовать ряд семинаров в России и ознакомительных поездок в страны Западной Европы для обучения государственных служащих и социальных партнеров, занимающихся социально-трудовыми вопросами по таким темам, как:

- правовое и организационное обеспечение ведения коллективных переговоров и заключения тарифных соглашений на различных уровнях;

- тарифные соглашения: функции, область действия тарифных норм;

- предупреждение и разрешение коллективных трудовых споров.

3.4.3. Эксперты МОТ совместно с российскими специалистами проведут ряд исследований по следующим вопросам:

- подготовка рекомендаций по определению оптимальной для России системы урегулирования коллективных трудовых споров (досудебной, только судебной и т.д.);

- обобщение опыта заключения тарифных соглашений и ведения тарифных регистров в развитых странах.

3.4.4. Особое внимание будет оказано организациям работодателей и трудящихся в целях развития их возможностей в реализации активной роли в разработке и применении механизмов трехсторонней политики.


3.5. Уровень жизни


3.5.1. Ожидается, что в ходе реализации Программы сотрудничества содействие со стороны МОТ будет направлено на обоснование величины прожиточного минимума в качестве применяемой в настоящее время основы для установления государственных гарантий получения минимальных денежных доходов населения, а также на исследование возможности применения альтернативных механизмов и схем развития и корректировки таких минимальных социальных норм.

3.5.2. Содействие МОТ ожидается также в разработке новых концепций бедности (в частности, концепции социального отчуждения) применительно к России; совершенствовании показателей бедности, проведении мониторинга и анализе данных о бедности и разработке предложений по ее смягчению. В рамках этого направления деятельности содействие будет представляться в рамках проекта МОТ-Бельгия "Стратегии и средства борьбы с социальным отчуждением и бедностью" (STEP).

3.5.3. МОТ окажет помощь в редактировании на русском языке обзора законодательства, направленного на улучшение положения трудящихся женщин.


3.6. Охрана и условия труда


3.6.1. В сотрудничестве с МОТ российские специалисты разработают предложения по дальнейшему совершенствованию федерального и регионального законодательства по охране труда, отработке механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, в частности, на малых и средних предприятиях.

3.6.2. МОТ предпримет необходимые меры по обеспечению перевода на русский язык "Энциклопедии по безопасности и гигиене труда".

3.6.3. Непосредственно для нескольких регионов России МОТ проведет ряд мероприятий по вопросам охраны и условий труда. Эти мероприятия будут посвящены следующим темам; "Законодательство Европейского Союза по вопросам охраны труда"; "Опыт финансового и экономического стимулирования охраны труда" и "Охрана труда на малых и средних предприятиях".

3.6.4. МОТ внесет вклад в дальнейшее развитие и расширение компьютерных сетей (включая доступ в Интернет) и обмен информацией по условиям труда в России, дополняющий существующие российские сети и сеть МОТ-МИЦ. Эта деятельность охватит также социальных партнеров, организации и специалистов, работающих в сфере условий труда как в различных регионах (Санкт-Петербург, Самара, Тула), так и в других странах. При этом особое внимание будет уделено двустороннему сотрудничеству работодателей и организаций трудящихся.


3.7. Социальная защита


3.7.1. Эксперты МОТ окажут консультативную помощь по совершенствованию различных отраслей социального страхования (пенсионного, медицинского, социального и т.п.) и роли государства и социальных партнеров в этом процессе на основе законодательства и практики стран с рыночной экономикой. При оказании такого содействия МОТ и его партнеры будут стремиться достичь наиболее широкого понимания политики в сфере социального страхования, включая вопросы его влияния на государственные затраты в социальной сфере.

3.7.2. Наряду с оказанием содействия при подготовке проекта закона о системах профессиональных пенсий и при реформировании страхового пенсионного законодательства, МОТ окажет консультативные услуги по вопросам юридических процедур и финансовых механизмов различных пенсионных систем Российской Федерации.

3.7.3. МОТ будет помогать правительству и социальным партнерам при разработке более комплексного подхода к социальной защите, охватывающего широкий круг вопросов - от социального обеспечения до выходящих за рамки пенсионного обеспечения, исходя при этом из концепции, заложенной в Конвенции МОТ N 102 о минимальных нормах социального обеспечения, включая вопросы эффективного управления и финансовой состоятельности.


3.8. Развитие малых и средних предприятий


3.8.1. МОТ будут предприняты усилия для того, чтобы начать проекты по развитию человеческих ресурсов и повышению качества трудовой жизни на частных промышленных предприятиях в России (гг.Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Чувашская Республика); по самозанятости, включая вопросы занятости бывших военнослужащих и членов их семей, а также созданию малых предприятий в результате перестройки крупных компаний (Москва, Чебоксары). Имеется в виду, что в будущем эти проекты могут быть распространены на другие регионы России. При этом правительство и социальные партнеры, а также МОТ, должны обратиться в различные учреждения и национальные правительства для обеспечения финансирования.

3.8.2. МОТ окажет содействие руководителям предприятий и организациям работодателей в разработке и создании базы данных и сети экспертов для сбора и распространения наиболее прогрессивного опыта реструктуризации и перестройки предприятий, а также в организации образовательных семинаров для руководителей предприятий с использованием современных телекоммуникационных и компьютерных информационных технологий как на региональном, так и на международном уровне. Наряду с прочим содействие будет включать разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и организационную поддержку.

3.8.3. Как отмечается в других соответствующих разделах Программы, особое внимание будет уделено вопросам трудоустройства и работы женщин и инвалидов на малых и средних предприятиях.


3.9. Детский труд


3.9.1. С учетом положений Конвенций N 29, 105 и 138 МОТ рассмотрит вопросы сотрудничества с российскими правительством и организациями работодателей и трудящихся в сфере детского труда с учетом российского законодательства, касающегося принудительного и детского труда, а также предпринимаемых в настоящее время усилий по решению этих вопросов на национальном и/или местном уровне.


3.10. Развитие служб документации и информационных сетей


3.10.1. Стороны согласились, что доступность служб документации и распространения информации является важным фактором, содействующим успешности перехода России к рыночной экономике. В этой связи МОТ будет способствовать упрощению доступа трехсторонних партнеров Организации в России к современным средствам коммуникации, имеющимся в ее распоряжении, а также к соответствующей документации, переведенной, где это возможно, на русский язык. МОТ, таким образом, будет оказывать содействие в переводе и публикации на русском языке наиболее значимых публикаций Организации. МОТ и в дальнейшем будет развивать свою деятельность в этой сфере.

3.10.2. МОТ окажет содействие в организации и оснащении информационного центра при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и рассмотрит вопрос о разработке подобных мероприятий для организаций трудящихся и работодателей, а также для других заинтересованных органов.

3.10.3. Многодисциплинарная группа МОТ для стран Восточной Европы и Средней Азии (ЕЕСАТ) будет продолжать подготавливать и публиковать относящиеся к ее деятельности оригинальные материалы, насколько это будет возможным, на русском и английском языках. Она будет поддерживать связи с Группой МОТ для стран Центральной и Восточной Европы (ILO-CEET) в Будапеште для обеспечения того, чтобы публикации указанной Группы, насколько это возможно, были доступны на русском языке.

Детальный план мероприятий по реализации Программы сотрудничества будет подготовлен Многодисциплинарной группой МОТ в Москве в тесном сотрудничестве с российскими социальными партнерами после подписания Программы. Реализация Программы будет регулярно отслеживаться и контролироваться МОТ и российскими социальными партнерами.

Настоящая Программа сотрудничества между МОТ и Российской Федерацией будет опубликована на русском и английском языках на WEB-странице Московского регионального бюро МОТ.


Первый заместитель
Министра труда и социального развития
Российской Федерации

Ю.Люблин


Генеральный директор
Международного бюро труда

М.Хансенн


Председатель
Федерации независимых профсоюзов России

М.Шмаков


Председатель
Координационного совета
организаций работодателей России

В.Колмогоров



Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998-1999 годов (Женева, 26 марта 1998 г.)


Текст программы опубликован в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998 г., N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение