Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2009 г. N 19-В09-3 "Исключение из специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который имел место до изменения соответствующего законодательства, повлекло нарушение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" (извлечение)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2009 г.
N 19-В09-3
"Исключение из специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который имел место до изменения соответствующего законодательства, повлекло нарушение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости"
(извлечение)


Ш. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истица указала, что имеет необходимый 25-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением комиссии по назначению и выплате пенсий УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края от 24 мая 2007 г. N 5 ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом из специального стажа истицы были исключены периоды ее работы в должности медицинской сестры Хивской центральной больницы республики Дагестан с 18 июня 1985 г. по 14 ноября 1985 г.; в должности медицинской сестры в Нинской участковой больнице Ставропольского края с 19 июня 1987 г. по 17 января 1993 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет с 7 июля 1990 г. по 1 октября 1991 г., а периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 29 июля 1986 г. по 3 декабря 1986 г., с 28 октября 1988 г. по 3 марта 1989 г. и периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 4 декабря 1986 г. по 19 июня 1987 г., с 1 июля 1987 г. по 10 апреля 1988 г. засчитаны без применения льготного порядка исчисления из расчета 1 год работы за 1 год 3 мес. С данным решением она не согласна, в связи с чем просит признать необоснованным отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии, указанные периоды в льготном исчислении и назначить пенсию с момента обращения, то есть с 16 марта 2007 г.

Решением Советского районного суда Ставропольского края от 8 февраля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. На УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края возложена обязанность включить Ш. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы с 18 июня 1985 г. по 14 ноября 1985 г. в должности медицинской сестры Хивской центральной больницы республики Дагестан, со 2 октября 1991 г. по 17 января 1993 г. в должности медицинской сестры в Пинской участковой больнице Советского района Ставропольского края. В остальной части в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 марта 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Ш. просила состоявшиеся по делу судебные постановления в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения ее в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 14 мая 2009 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Отказывая Ш. в части включения периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет с 7 июля 1990 г. по 1 октября 1991 г. в специальный стаж, судебные инстанции исходили из того, что указанный период расценивался законодателем как дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который в силу прямого указания закона не включался в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

С таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Ш. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Разрешая спор, суд установил, что в периоды с 29 июля 1986 г. по 3 декабря 1986 г., с 28 октября 1988 г. по 3 марта 1989 г. истица находилась в отпуске по беременности и родам, в периоды с 4 декабря 1986 г. по 19 июня 1987 г., с 1 июля 1987 г. по 10 апреля 1988 г., с 4 марта 1989 г. по 7 января 1990 г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Названные периоды были включены ответчиком в стаж лечебной деятельности истицы в календарном порядке, поскольку, как указал ответчик, указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.

Судебные инстанции согласились с таким порядком включения Ш. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов ее нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.

Вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу п. 2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения Ш. в отпуске по беременности и родам с 29 июля 1986 г. по 3 декабря 1986 г., с 28 октября 1988 г. по 3 марта 1989 г. и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 4 декабря 1986 г. по 19 июня 1987 г., с 1 июля 1987 г. по 10 апреля 1988 г., с 4 марта 1989 г. по 7 января 1990 г. также подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Советского районного суда Ставропольского края от 8 февраля 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 марта 2008 г. в части отказа Ш. в удовлетворении иска о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения ее в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до трех лет отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2009 г. N 19-В09-3 "Исключение из специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который имел место до изменения соответствующего законодательства, повлекло нарушение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" (извлечение)


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, январь 2010 г., N 1


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение