Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 10548/09 В соответствии с нормами таможенного законодательства постановления Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда указанные акты улучшают положение лиц либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами, чего в спорном случае нет

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 10548/09


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2009 по делу N А10-29/2009 Арбитражного суда Республики Бурятия.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" - Барахович Н.Я., Быстров А.А., Казанцев А.В., Килин Д.А., Кудрявцева Н.А., Старшинов М.П.;

от Бурятской таможни - Морозова О.В., Наумов А.А., Петенева Ю.В., Решетников В.И.

Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным решения Бурятской таможни (далее - таможня) от 10.12.2008 N 14-46/10463 об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при применении периодического временного декларирования российских товаров, в сумме 7 470 500 рублей и обязании таможни принять решение о возврате упомянутых сборов и осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10.02.2009 заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным решение таможни от 10.12.2008 N 14-46/10463 и обязал ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 решение Арбитражного суда Республики Бурятия изменено: суд признал незаконным решение таможни, обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством принятия решения о возврате обществу излишне уплаченных таможенных сборов в размере 7 470 500 рублей, осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 17.07.2009 названные судебные акты отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставить без изменения.

В отзыве на заявление таможня просит оставить названный судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами, в 2005-2008 годах общество осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации угля по процедуре периодического временного декларирования путем подачи временных таможенных деклараций с уплатой 8 900 506 рублей 23 копеек сборов за таможенное оформление товаров.

После вывоза товаров декларантом представлены полные периодические таможенные декларации и уплачено 7 470 500 рублей таможенных сборов (за период с 03.12.2005 по 03.12.2008).

Сочтя данную сумму излишне уплаченной при подаче полных таможенных деклараций, общество обратилось в таможню с заявлением от 03.12.2008 о ее возврате.

В связи с отказом таможни в возврате сборов за таможенное оформление по упомянутым таможенным декларациям общество обратилось в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие обязанности повторной уплаты сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации, поскольку представление временной и полной таможенной декларации в совокупности с другими таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

Отменяя принятые судебные акты и отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что за каждый факт декларирования товаров требуется уплата таможенных сборов с учетом их компенсационного характера за осуществление должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий. Поскольку декларанту дважды оказывались услуги по таможенному оформлению, то таможенные сборы подлежали уплате при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

При этом суд кассационной инстанции указал, что последующее введение постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863" (далее - постановление N 220) пункта 7.1 в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление N 863) не изменяет содержания установленной законом обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное оформление товаров при периодическом временном декларировании, а лишь конкретизирует ее в связи с разными подходами в толковании этой обязанности.

Однако вывод суда кассационной инстанции основан на неправильном толковании норм права.

Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса постановлением N 863 определены ставки таможенных сборов.

Пункт 7 этого постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 постановления N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О указал, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

С учетом данных выводов установленная пунктом 7 постановления N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Вывод суда кассационной инстанции в отношении применения пункта 7.1 постановления N 863 является неправильным, поскольку определенную в данном пункте ставку таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплачиваемых при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, следует считать установленной со дня введения в действие постановления N 220.

Пункты 1 и 2 статьи 4 Таможенного кодекса указывают, что постановления Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда такие акты улучшают положение лиц либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В рассматриваемом случае правоотношения по уплате таможенных сборов возникли до введения в действие пункта 7.1 постановления N 863, следовательно, к данным правоотношениям он не применим.

Таким образом, обжалуемое постановление суда кассационной инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2009 по делу N А10-29/2009 Арбитражного суда Республики Бурятия отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10.02.2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по указанному делу оставить без изменения.


Председательствующий

А.А. Иванов




При вывозе товаров из России декларант применял периодическое временное декларирование.

При этом он заплатил сборы за таможенное оформление как при представлении подачи временных, так и полных периодических таможенных деклараций.

Сочтя сумму, уплаченную при подаче полных таможенных деклараций излишне уплаченным сбором, декларант обратился в таможню. Таможенный орган отказал в возврате платежей.

Президиум ВАС РФ счел отказ таможни неправомерным и указал следующее.

В силу ранее сформулированных позиций КС РФ и ВС РФ подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. Представление декларантом в таможню как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Исходя из постановления Правительства РФ о ставках таможенных сборов за таможенное оформление, при оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, сборы за таможенное оформление уплачиваются по общеустановленным ставкам, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации. Однако ссылка на указанную норму в данной ситуации несостоятельна. Это положение применяется с 24.03.2009. В рассматриваемом случае правоотношения по уплате таможенных сборов возникли до указанной даты.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 10548/09


Текст постановления официально опубликован не был


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 28.01.2010


Номер дела в первой инстанции: А10-29/09


Заявитель: ОАО "СУЭК"

Ответчик: Бурятская таможня


Хронология рассмотрения дела:


15.04.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-813/09


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.