Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 1619-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потехина Андрея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 1619-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потехина Андрея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Н. Потехина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Н. Потехин оспаривает конституционность пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому:

обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства;

при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации;

порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, А.Н. Потехин проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Решением жилищной комиссии штаба воинской части от 1 июля 2008 года заявителю было отказано в признании его нуждающимся в получении жилья на территории Российской Федерации, поскольку ранее его семья (в том числе и он сам) были обеспечены жильем на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. А.Н. Потехин обжаловал данный отказ в 26 гарнизонный военный суд, который своим решением от 29 июля 2008 года в удовлетворении этого заявления отказал. Кассационным определением 3 окружного военного суда от 1 октября 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение содержит неопределенность относительно того, является ли необеспеченность военнослужащего жилым помещением необходимым условием для предоставления закрепленной в нем социальной гарантии, не определяет порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений, а также не указывает, что следует понимать под однократностью обеспечения жилыми помещениями, чем нарушает его права, гарантированные статьями 19 (часть 2), 27, 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Н. Потехиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П указал, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

Оспариваемый заявителем пункт 14 статьи 15 названного Федерального закона направлен на определение общего порядка обеспечения соответствующей категории военнослужащих жилыми помещениями и сам по себе не может рассматриваться как ограничивающий их права. Разрешение же спора о том, является ли факт предоставления семье заявителя жилья препятствием для предоставления ему иного жилого помещения, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Равным образом не подведомственна Конституционному Суду Российской Федерации проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных в отношении заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потехина Андрея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации

О.С. Хохрякова



Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 1619-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потехина Андрея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.