Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N КАС09-683 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующими пункта 1, подпункта "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761, оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N КАС09-683


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.А.И. об оспаривании п. 1, подп. "ж" п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 по кассационной жалобе М.А.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения М.А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Правила определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 1).

Подпунктом "ж" п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

М.А.И., являющийся лицом без гражданства, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими со дня принятия п. 1 и подп. "ж" п. 8 Правил, в части, исключающей их распространение на лиц без гражданства. Указал, что Правила в оспариваемой части противоречат ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая наделяет лиц без гражданства правом на получение субсидий наравне с гражданами Российской Федерации, а оспариваемые положения Правил лишают его права на получение субсидий.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. М.А.И. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе М.А.И. просит об отмене решения суда, принятого с нарушением и неправильным применением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Правил соответствуют действующему законодательству, Правила изданы в пределах компетенции предоставленной Правительству Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.

В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этой правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Поэтому, Правительство Российской Федерации, утверждая оспариваемые заявителем, в части, Правила действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем.

Частями 2 и 3 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Частью 12 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Исходя из приведенных законоположений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, не наделяет лиц без гражданства правом на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ошибочно полагает заявитель, поэтому оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат названной норме Жилищного кодекса Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.

В подтверждение своего вывода, об отсутствии у лиц без гражданства права на получение субсидии, суд обоснованно сослался на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в пункте 6 которого дано разъяснение о том, что ч. 3 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены данным Кодексом или другими федеральными законами. Так, ч. 5 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Доводы кассационной жалобы о том, что ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации никаких исключений в отношении лиц без гражданства не предусматривает, поэтому, в том числе, на основании Европейской конвенции о гражданстве, заявителю должна предоставляться субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, несостоятельны, так как не отвечают содержанию проверяемых судом норм, основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела.

Ссылка в кассационной жалобе на противоречие оспариваемых положений Правил ст. 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающей, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не может служить поводом к отмене решения, поскольку не регулирует вопрос выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М.А.И. - без удовлетворения.


Оспаривались нормы о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Такую субсидию вправе получать российские граждане и иностранцы (если это предусмотрено международными договорами).

По мнению заявителя, нормы незаконно лишают права получать субсидию лиц без гражданства.

Кассационная коллегия ВС РФ сочла нормы законными и разъяснила следующее.

В силу ЖК РФ его положения применяются к жилищным отношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юрлиц, если иное не установлено этим кодексом или другим федеральным законом.

Между тем положения ЖК РФ не наделяют лиц без гражданства правом получать указанные субсидии, как ошибочно полагает заявитель.

Такой вывод подтверждается разъяснениями Пленума ВС РФ (ранее сформулированными в постановлении от 2 июля 2009 г. N 14), в силу которых на иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юрлиц (являющихся участниками жилищных отношений) распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями.

В частности, иностранцам и апатридам не предоставляется жилье по соцнайму. Это же касается субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и приватизации жилых помещений.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N КАС09-683


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.