Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2010 г. N 70-Г10-2 О признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания об отказе в приёме документов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2010 г. N 70-Г10-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова,

судей В.Б. Хаменкова и Т.И. Ерёменко

при секретаре А.В. Литвиненко

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Бойцова С.А. на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2010 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании отказа окружной избирательной комиссии Надымского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва в принятии документов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителя Прокофьева М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, окружной избирательной комиссии Надымского одномандатного избирательного округа N 4 Хозяинова А.Б. и Щеглова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

решением окружной избирательной комиссии Надымского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва от 8 января 2010 года N 12 Бойцову С.А. отказано в приёме документов об уведомлении окружной избирательной комиссии о его выдвижении региональным отделением политической партии КПРФ кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.

Мотивом принятия такого решения послужило наличие постановлений Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа об отказе в заверении выдвинутого КПРФ списка кандидатов по одномандатным округам.

Бойцов С.А. в лице своего представителя Прокофьева М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа окружной избирательной комиссии в приёме документов, ссылаясь на нарушение его права быть избранным в законодательный орган государственной власти округа.

Решением суда от 20 января 2010 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения суда, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда неправильным, постановленным в нарушение норм материального права, и подлежащим отмене.

Отказывая Бойцову С.А. в удовлетворении заявления, суд исходил из положений пункта 6 статьи 29 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", в соответствии с которыми при выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам документы о выдвижении принимаются окружной избирательной комиссией после заверения Избирательной комиссией автономного округа списка выдвинутых кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Коль скоро Избирательной комиссией автономного округа в заверении такого списка кандидатов, выдвинутых региональным отделением КПРФ, отказано, суд сделал вывод о законности отказа окружной избирательной комиссии принять документы о выдвижении Бойцова С.А. кандидатом в депутаты.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Статьёй 31 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" установлена необходимость представления избирательным объединением в избирательную комиссию округа списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а принятие окружной избирательной комиссией документов о выдвижении избирательным объединением кандидата по одномандатному избирательному округу поставлено в зависимость от заверения данного списка избирательной комиссией округа (п. 6 ст. 29).

Применяя при разрешении настоящего спора приведённые выше нормы Закона субъекта Российской Федерации, суд не учёл, что содержащиеся в них правовые положения противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем в силу его статьи 1 применению не подлежали.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 32 названного Федерального закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами двумя способами: непосредственно либо в составе списка кандидатов.

При этом непосредственное выдвижение кандидатов, то есть вне списка, может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Указанные положения полностью согласуются и с положениями статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.

Из содержания приведённых норм следует, что избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по одномандатным избирательным округам непосредственно и список кандидатов по единому избирательному округу. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам Федеральный закон не предусматривает.

Подобное толкование вытекает и из пункта 9 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому одно и то же избирательное объединение на одних и тех же выборах вправе одновременно выдвинуть (непосредственно) кандидата по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов, а также иных норм Закона, устанавливающих для каждого способа выдвижения кандидатов (непосредственно или списком) свой порядок выдвижения, уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, регистрации кандидатов (списка кандидатов), отказа в такой регистрации и т.д.

Установленная Законом Ямало-Ненецкого автономного округа зависимость представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов о его выдвижении избирательным объединением в одномандатном избирательном округе от не предусмотренного Федеральным законом заверения списка кандидатов, выдвинутых тем же избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, не может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии прав граждан быть избранными в органы государственной власти.

Следовательно, отказ в принятии документов от Бойцова С.А. со ссылкой на то, что список кандидатов, выдвинутых региональным отделением КПРФ по одномандатным избирательным округам, не заверен, не мог быть признан судом соответствующим закону.

Поскольку решение суда постановлено в результате неправильного применения норм материального права, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, определила:

решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2010 года отменить и принять новое решение, которым заявление Бойцова С.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии Надымского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва от 8 января 2010 года N 12 об отказе в приёме документов об уведомлении окружной избирательной комиссии о выдвижении Бойцова С.А. региональным отделением политической партии КПРФ кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, возложив на окружную избирательною комиссию Надымского одномандатного избирательного округа N 4 обязанность принять от Бойцова С.А. названные документы.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2010 г. N 70-Г10-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.