Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 31-Г09-29 Об отказе в признании недействующим абзаца 2 подпункта 3.4.1 пункта 3.4 Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 г. N 192

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 31-Г09-29


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора на решение Верховного суда Чувашской республики от 20 ноября 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 подпункта 3.4.1. пункта 3.4 Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года N 192.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., заключение прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры П.Д.С, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года N 192 утвержден Порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 3.4.1. названного Порядка без проведения аукциона (конкурса) лицензии предоставляются, в частности (абзац 2), на право выполнения работ по геологическому изучению недр общераспространенных полезных ископаемых по государственному заказу (претендентом, получившим в установленном порядке государственный заказ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 подпункта 3.4.1. пункта 3.4 Порядка.

В обоснование заявления прокурор указал, что пунктом 6 статьи 10.1 Закона РФ "О недрах" установлен исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования недрами по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятому в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе по решению о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения.

По мнению прокурора, геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, является компетенцией федеральных органов государственной власти, субъект Российской Федерации, в данном случае Чувашская Республика, не вправе был регулировать указанную область правоотношений.

Представители кабинета министров Чувашской Республики против удовлетворения заявления прокурора возражали, пояснив, что установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в том числе по геологическому изучению недр, являющемуся видом недропользования, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решением Верховного суда Чувашской республики от 20 ноября 2009 года в удовлетворении заявления заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора отказано.

В кассационном представлении заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявления заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд проанализировал оспариваемую норму абзаца второго подпункта 3.4.1 пункта 3.4 Порядка пользования недрами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года N 192, и положения федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и пришел к выводу о том, что Порядок принят исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики - Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, абзац второй подпункта 3.4.1 пункта 3.4 Порядка не противоречит федеральному законодательству.

Вывод суда, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, основан на законе и является правильным.

Так, Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (статья 3) и полномочия в указанной сфере органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 4).

Согласно статье 3 Закона РФ "О недрах" геологическое изучение недр, в том числе геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не относится к полномочиям федеральных органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона РФ "О недрах" установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 18 Закона РФ "О недрах" порядок предоставления недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Геологическое изучение недр - один из видов пользования недрами (статья 6 Закона РФ "О недрах").

Изложенное свидетельствует о том, что установление порядка геологического изучения недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, как одного из видов пользования недрами, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, разрешая заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, суд правильно указал на ошибочность доводов прокурора о том, что геологическое изучение недр является полномочием федеральных органов государственной власти.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В частности, лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр.

Согласно статье 16 Закона РФ "О недрах" порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, кабинет министров Чувашской Республики обладал полномочиями по определению порядка предоставления лицензии на право проведения работ по геологическому изучению недр общераспространенных полезных ископаемых.

Оспариваемая прокурором норма абзаца второго подпункта 3.4.1 пункта 3.4 Порядка пользования недрами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года N 192, предусматривает, что лицензия на право выполнения работ по геологическому изучению недр общераспространенных полезных ископаемых по государственному заказу (претендентом, получившим в установленном порядке государственный заказ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") предоставляется без проведения аукциона (конкурса).

Исходя из того, что лицо, получившее государственный заказ на выполнение работ по геологическому изучению недр общераспространенных полезных ископаемых определяется на торгах в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и Закон РФ "О недрах" не содержит требования об обязательности предоставления права на геологическое изучение недр общераспространенных полезных ископаемых лицу, получившему государственный заказ в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ, по результатам аукциона, следует признать правильным вывод суда о том, что оспариваемый прокурором абзац второй подпункта 3.4.1 пункта 3.4 Порядка пользования недрами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года N 192, не противоречит федеральному законодательству.

В кассационном представлении заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора оспаривается вывод суда о наличии у субъекта Российской Федерации полномочия на геологическое изучение недр. Обосновывая свою позицию, прокурор приводит те же доводы (ссылка на пункт 6 статьи 10.1 Закона РФ "О недрах"), которые являлись предметом рассмотрения суда и получили в решении оценку, признанную Судебной коллегией правильной.

Что касается довода прокурора о том, что судом не учтено положение статьи 36.1 Закона РФ "О недрах", устанавливающее, что организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр, то, по мнению Судебной коллегии, он не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку геологическое изучение недр и организация государственного геологического изучения недр - разные понятия.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационного представления, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Чувашской республики от 20 ноября 2009 года оставить без изменения, кассационное представление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 31-Г09-29


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.