Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 32-Г09-27 Об отказе в признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 32-Г09-27


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Астория" (далее - ЗАО "Астория") на решение Саратовского областного суда от 9 ноября 2009 г., которым постановлено:

отказать ЗАО "Астория" в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 г. N 343-П) в части утверждения в строке 1067 приложения N 1 к нему для земель г. Саратова среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра для кадастрового квартала 64:48:05 03 10 в сумме 16 163 руб. за квадратный метр и утверждения в приложении N 3 к нему кадастровой стоимости для земельного участка 64:48:05 03 10:0012 в размере 88 431 329 руб. 15 коп.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., объяснения представителя ЗАО "Астория" Ш.М.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя правительства Саратовской области И.Д.В., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

7 июля 2009 г. постановлением Правительства Саратовской области N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждена государственная кадастровая стоимость земель, применяемая для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3 августа 2009 г. постановлением Правительства Саратовской области N 343-П данное постановление дополнено приложением N 3.

ЗАО "Астория" обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 61 площадью 5226 кв. м., имеющего кадастровый номер 64:48:05 03 10:16, с разрешенным видом использования - 9-ти этажное здание (гостиница "Олимпия") со встроено-пристроенными помещениями. Оспариваемый акт противоречит Федеральному закону "Об оценочной деятельности", Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519 "Об утверждении стандартов оценки". Утвержденные показатели кадастровой стоимости квадратного метра, а также стоимости земельного участка в оспариваемом земельном квартале являются необоснованными.

Решением Саратовского областного суда от 9 ноября 2009 г. в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе ЗАО "Астория" поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.

Суд, разрешая дело, правомерно исходил из вывода о том, что не имеется предусмотренных законом оснований для признания недействующим постановления Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 г. N 343-П), установив, что при принятии названного акта не допущено нарушений федерального и областного законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в вышеуказанном заявлении.

Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на уровне Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и иными нормативными правовыми актами.

Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из системного анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.

Судом установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области проведено в рамках действовавших на тот период административных процедур.

Не нашел своего подтверждения в ходе разбирательства по делу довод заявителя о том, что при утверждении оспариваемого нормативного акта была нарушена процедура утверждения акта, установленная пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента. Установлено, что по результатам кадастровой оценки земель получен положительный отчет Роснедвижимости. Данный государственный орган письмом от 23 марта 2009 г. сообщил правительству Саратовской области об отсутствии замечаний по подготовленному отчету и направил в его адрес проект постановления правительства Саратовской области. Результаты кадастровой оценки земель, входящих в кадастровый квартал 64:48:050310, утверждены первоначально постановлением Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 г. N 121-П, а затем оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области. В оспариваемой части указанные акты не отличаются друг от друга. Судом установлено, что принятие этих двух актов не состоит в причинно-следственной связи с процедурами проведения и утверждения результатов кадастровой оценки земель в оспариваемом кадастровом квартале и не создает правовых оснований для признания недействующим оспариваемого акта.

Иные доводы заявителя о нарушении действующего законодательства при принятии правительством Саратовской области вышеуказанного постановления проверены судом первой инстанции и признаны несостоятельными.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

В силу изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Саратовского областного суда от 9 ноября 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Астория" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 32-Г09-27


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.