Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 4 марта 2010 г. N 11-АД10-1 Состоявшиеся по делу судебные решения следует оставить без изменения, поскольку представленными доказательствами подтверждается совершение ответчиком административного правонарушения в виде нарушения установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 4 марта 2010 г. N 11-АД10-1


Первый заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации С.П.П.,

рассмотрев жалобу Ф.Р.М. на постановление мирового судьи судебного участка N 11 г. Набережные Челны Республики Татарстан от 2 апреля 2009 г., решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 апреля 2009 г. и постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Татарстан от 22 июня 2009 г., вынесенные в отношении Ф.Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 11 г. Набережные Челны Республики Татарстан от 2 апреля 2009 г. Ф.Р.М. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 апреля 2009 г. постановление мирового судьи судебного участка N 11 г. Набережные Челны Республики Татарстан от 2 апреля 2009 г. оставлено без изменения.

Постановлением заместителя председателя Верховного суда Республики Татарстан от 22 июня 2009 г. постановление мирового судьи судебного участка N 11 г. Набережные Челны Республики Татарстан от 2 апреля 2009 г. и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 апреля 2009 г. оставлены без изменения, жалоба Ф.Р.М. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ф.Р.М. просит отменить вынесенные в отношении него судебные постановления по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы Ф.Р.М. не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

В силу части 5 статьи 16 указанного Федерального закона в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7 указанного Федерального закона).

Из материалов дела усматривается, что Ф.Р.М. знал о необходимости уведомления, так как 5 сентября 2008 года в адрес представителя религиозной организации "Управленческой центр Свидетелей Иеговы в России" Ф.Р.М. было вынесено предостережение о недопустимости проведения богослужения Свидетелей Иеговы в спортивно-оздоровительном комплексе "Автозаводец". При этом разъяснено, что за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания Ф.Р.М. может быть привлечен к административной ответственности по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11 февраля 2009 года в период с 18 до 19 часов Ф.Р.М., являясь председателем комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Набережные Челны "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" в здании Муниципального учреждения "Центральный шахматно-шашечный клуб", расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Новая часть, д. 21/18, провел религиозное богослужение, на котором присутствовало около 30 человек, не уведомив об этом соответствующий орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2.2.3 Устава Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Набережные Челны "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" целями и задачами Организации являются подготовка и проведение богослужений, религиозных собраний, конгрессов и иных религиозных мероприятий в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных для этих целей на договорных началах, а также в жилых помещениях (л.д. 19).

Помещение в клубе для проведения богослужения 11 февраля 2009 г. религиозной организации Свидетелей Иеговы муниципальным учреждением не предоставлялось (л.д. 70).

Следовательно, Ф.Р.М., являясь организатором публичного мероприятия, в нарушение требований законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, не подал уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный орган. Так, в Исполнительный комитет г. Набережные Челны уведомление о проведении данного богослужения не направлялось и с Управлением по делам религии при Кабинете министров Республики Татарстан согласовано не было.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Факт совершения Ф.Р.М. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1), сообщением исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны (л.д. 10), справкой муниципального учреждения "Центральный шахматно-шашечный клуб" (л.д. 70).

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия Ф.Р.М. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Ф.Р.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Ф.Р.Х. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 11 г. Набережные Челны Республики Татарстан от 2 апреля 2009 г., решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 апреля 2009 г. и постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Татарстан от 22 июня 2009 г., вынесенные в отношении Ф.Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ф.Р.М. - без удовлетворения.



Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 4 марта 2010 г. N 11-АД10-1


Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.