Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2010 г. N 5-В10-9 Отказывая в удовлетворении жалобы, суд указал, что оспариваемые действия должностных лиц об отказе заявителям в регистрации по месту жительства являются правомерными, поскольку квартира на основании договора социального найма, являющегося основанием для вселения в жилое помещение, заявителям не предоставлялась, а направление миграционной службы не является основанием для вселения в жилое помещение

Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2010 г. N 5-В10-9


Судья Верховного Суда Российской Федерации П.В.Н.,

изучив надзорную жалобу Д.К.Е. по материалам истребованного гражданского дела по заявлению Д.К.Е. и А.С.А. об оспаривании действий должностных лиц отделения по району "Солнцево" Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по г. Москве, выразившихся в отказе в регистрации по месту жительства, установил:

Д.К.Е., А.С.А. обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что им, как беженцам, на основании уведомления Миграционной службы г. Москвы при Комитете труда и занятости Правительства Москвы о направлении в миграционный центр "Востряково" предоставлена квартира по адресу: г. Москва, ул. Домостроительная, д. 3, кв. 97. Заявители обращались к ответчику с просьбой зарегистрировать их по месту жительства по названному адресу, в удовлетворении которой им было отказано. Д.К.Е. и А.С.А. указывали, что оспариваемые действия нарушают статью 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также их права, предоставленные Конституцией Российской Федерации.

Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 15 сентября 2009 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением судьи Московского городского суда от 20 ноября 2009 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.

12 января 2010 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора не установлено.

Как усматривается из материалов гражданского дела, согласно уведомлению о направлении в миграционный центр "Востряково", выданному Миграционной службой г. Москвы при Комитете труда и занятости Правительства Москвы от 9 октября 1997 года N 1162 семье беженцев в составе Д.С.Ю., Д.К.Е., Д.А.К., Д.Б.К., А.С.А. для временного размещения предоставлено жилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Домостроительная, д. 3, кв. 97 (л.д. 41).

Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Москвы от 26 июля 2005 года N 561-ПП "О дальнейшем использовании жилищного фонда в микрорайоне Востряково Западного административного округа г. Москвы" жилые помещения в микрорайоне Востряково по адресу: ул. Домостроительная, д. 3 предоставляются в установленном порядке по договорам социального найма гражданам Российской Федерации, проживающим на основании ранее выданных уведомлений о направлении Миграционной службой г. Москвы при Департаменте труда и занятости Правительства Москвы, Миграционной службой г. Москвы при Комитете труда и занятости Правительства Москвы, Миграционной службой Москвы, Комитетом по делам миграции Правительства Москвы, при предоставлении справки от Государственного унитарного предприятия города Москвы Дирекции единого заказчика района Солнцево об отсутствии задолженности по оплате за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (части первая, четвертая статьи 3).

Вопросу регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства специально посвящена статья 6 Закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Поскольку спорное жилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Домостроительная, д. 3, кв. 97 находится в собственности г. Москвы, основанием для вселения в него является договор социального найма, заключенный между собственником жилого помещения и заявителями.

Из дела видно, что вступившим в законную силу решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2008 года по заявлению Д.К.Е. и А.С.А. о признании незаконными действий должностных лиц Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, обязании заключить договор социального найма жилого помещения заявителям отказано в удовлетворении их требований о заключении с ними договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Домостроительная, д. 3, кв. 97 (л.д. 71 "А").

При таких обстоятельствах, учитывая, что указанная квартира заявителям не предоставлена на основании договора социального найма, являющегося основанием для вселения в спорное жилое помещение, а предоставленное ими направление Миграционной службы г. Москвы при Комитете труда и занятости Правительства Москвы в силу вышеназванных положений закона к таковым основаниям не относится, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности действий ответчика и об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:

отказать в передаче надзорной жалобы Д.К.Е. по заявлению Д.К.Е. и А.С.А. об оспаривании действий должностных лиц отделения по району "Солнцево" Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по г. Москве, выразившихся в отказе в регистрации по месту жительства для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.



Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2010 г. N 5-В10-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.