Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2010 г. N 32-В10-4 Дело подлежит направлению в суд надзорной инстанции, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности обращения в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов без передачи необходимых полномочий и денежных средств

Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2010 г. N 32-В10-4


Судья Верховного Суда Российской Федерации П.В.Н.,

изучив надзорную жалобу администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области по материалам истребованного гражданского дела по заявлению Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию, установил:

Марксовский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области на северо-востоке от поселка Колос Марксовского района Саратовской области в степной зоне, примерно в 2000 метров от поселка, в 1000 метров от водоема, в 500 метрах от фермы, в 1500 метров от дороги расположена биотермическая яма, предназначенная для захоронения биологических отходов, выявленных после ветеринарно-санитарной экспертизы, а также других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, поскольку его территория не обвалована, не огорожена, отсутствует указатель и крышка на люке, не оборудованы подъездные пути, территория находится в антисанитарном состоянии, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Названный скотомогильник в нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто не следит за его техническим состоянием. В связи с отсутствием собственника скотомогильника и бездействием ответчика по его определению и постановке на учет, контроль за состоянием биотермической ямы с момента ее постройки никем не осуществлялся, меры по обеспечению безопасности не принимались.

Таким образом, бездействие ответчика может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 22 мая 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2009 года, признано незаконным бездействие администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области по постановке на учет и по принятию мер к надлежащему содержанию бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района. На администрацию Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области возложена обязанность по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, а также по надлежащему его содержанию.

Определением судьи Саратовского областного суда от 30 сентября 2009 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.

24 декабря 2009 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов надзорной жалобы по истребованному делу установлены основания для передачи надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из следующего.

Согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника.

Актом проверки биотермической ямы от 25 ноября 2008 года выявлены следующие нарушения: территория скотомогильника не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, отсутствует указатель и крышка на люке, на балансе не состоит.

Актом о результатах проведенной проверки от 30 апреля 2009 года установлено, что на северо-востоке от поселка Колос Марксовского района Саратовской области в степной зоне, примерно в 2000 метрах от поселка, в 1000 метрах от водоема, в 500 метрах от фермы, в 1500 метрах от дороги расположена биотермическая яма, построенная в 1998 году, предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника - 200 квадратных метров. Глубина залегания грунтовых вод, примерно, 100 метров. Особенности конструкции - железобетон. Скотомогильником пользуются жители поселка Колос, поселка Сухой, КФХ "Ягода". В нарушение действующего законодательства территория скотомогильника не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, отсутствует указатель и крышка на люке, подъездные пути не оборудованы, скотомогильник бесхозяйный.

Данные обстоятельства ставят под угрозу экологическое благополучие на территории Зоркинского муниципального образования и могут привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Таким образом, ответчик нарушил права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций.

Соглашаясь с данным суждением суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 50 этого же Федерального закона в собственности поселений также может находиться имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Приведенные нормы предусматривают для муниципальных образований возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия ответчика в части непринятия мер к надлежащему содержанию скотомогильника и обязал администрацию Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области принять соответствующие меры.

Однако правильность данной позиции судебных инстанций вызывает сомнение в виду следующего.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющееся на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Зоркинскому муниципальному образованию Марксовского муниципального района Саратовской области не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

Названные обстоятельства и доводы надзорной жалобы заслуживают внимания и вызывают сомнение в законности обжалуемых судебных постановлений, в связи с чем полагаю надзорную жалобу администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области с материалами гражданского дела передать для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 384 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:

надзорную жалобу администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области по заявлению Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2010 г. N 32-В10-4



Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2010 г. N 32-В10-4


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.