Рекомендации Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ (Протокол N 5 заседания международно-правовой секции от 23 сентября 2009 г.)

Протокол N 5
заседания международно-правовой секции Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ 23 сентября 2009 года


На заседании международно-правовой секции Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации 23 сентября 2009 года были рассмотрены:

1) Проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств;

2) Проект Соглашения о защите экономических и социальных прав в Содружестве Независимых Государств;

3) Проект изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового регулирования международной правовой помощи.

Присутствовали члены Научно-консультативного совета:

1. Ануфриева Л.П.

2. Богуславский М.М.

3. Галенская Л.Н.

4. Комарова Г.В.

5. Лисицын-Светланов А.Г.

6. Мусин В.А.

7. Нешатаева Т.Н.

8. Павлова Н.В.

9. Старженецкий В.В.

10. Шебанова Н.А.

11. Энтин В.Л.

12. Энтин М.Л.

На заседание секции были приглашены и присутствовали:

Сотрудники Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Бациев В.В., Козлова Т.С., Нечаев А.С., Плюшков А.Д., Попова А.В., Попова Д.Э., Попова С.С.

Заместитель директора Правового департамента Министерства иностранных дел РФ Паневкин И.К., советник Отдела международного частного права Министерства иностранных дел РФ Швец Е.В., Руководитель Секретариата Экономического Суда СНГ Симонян Г.В.

Заседание секции открыла руководитель международно-правовой секции Нешатаева Т.Н., доложив вопрос и предложив участникам заседания приступить к его обсуждению. Возражений не поступило.

В обсуждении приняли участие все присутствующие.

По результатам проведенного заседания международно-правовая секция Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации приняла следующие решения:

1. При обсуждении вопроса о путях реформирования Экономического Суда СНГ, было решено доработать представленные на обсуждение Проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств и Проект Соглашения о защите экономических и социальных прав в Содружестве Независимых Государств с учетом следующих задач:

- создание полноценного наднационального судебного органа в рамках Содружества Независимых Государств;

- придание решениям такого судебного органа характера обязательности;

Расширение компетенции суда с одновременным увеличением количества судей или введением судей ad hoc;

- введение механизма пересмотра судебных решений и процедуры преюдициального запроса.

2. При обсуждении проекта изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового регулирования международной помощи принято решение доработать указанный проект в части уточнения формулировок.


Руководитель международно-правовой секции
Научно-консультативного совета

Т.Н. Нешатаева


Проект


Протокол
о внесении изменений в соглашение о статусе экономического суда Содружества Независимых Государств


Статья 1. Изложить Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств в следующей редакции:


"Соглашение
о статусе экономического суда Содружества Независимых Государств (Суда Содружества Независимых Государств*(1))


Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем государства - участники,

в целях установления статуса Экономического Суда Содружества Независимых Государств, образованного согласно статье 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года,

с учетом выполнения Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества,

согласились о нижеследующем:


Статья 1


Утвердить (слово прилагаемое - исключить) Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств в качестве неотъемлемой части настоящего Соглашения.


Статья 2


Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда Содружества Независимых Государств определяются настоящим Соглашением, Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых государств, а также иными международными договорами.


Статья 3


Установить квоту числа постоянных судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда Содружества Независимых Государств, в количестве одного человека.

Каждое государство-участник назначает также по одному судье ad hoc, который участвует в рассмотрении жалоб Пленумом Экономического Суда Содружества Независимых Государств в случае, если постоянный судья участвовал в рассмотрении дела коллегией Экономического суда Содружества Независимых Государств.

В случае отсутствия судьи или судьи ad hoc или в случае, если они не могут участвовать в заседании, Договаривающееся государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.


Статья 4


Финансирование Экономического Суда Содружества Независимых Государств осуществляется в равных долях в рублевом эквиваленте государствами-участниками.

(вариант: Финансирование Экономического Суда Содружества Независимых Государств осуществляется из единого бюджета органов Содружества Независимых Государств. Порядок расчета и размеры долевых взносов Сторон утверждаются Советом глав правительств Содружества Независимых Государств.)

Расходы на содержание Экономического Суда Содружества Независимых Государств и численность его аппарата утверждаются Советом глав государств по предложению Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств с участием представителей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики.


Статья 5


Местонахождение Экономического Суда Содружества Независимых Государств - город Минск.


Статья 6


Экономический Суд Содружества Независимых Государств на основе договоров между Содружеством Независимых Государств и иными международными организациями может выполнять функции, предусмотренные такими договорами.


Статья 7


Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при толковании и применении настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных государств-участников или посредством другой согласованной процедуры.


Статья 8


Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств и вступает в силу для присоединяющегося государства по истечении 30 дней с даты получения депозитарием уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.


Статья 9


По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются протоколом, вступающим в силу в порядке, определенном статьей 8 настоящего Соглашения.


Статья 10


Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив об этом письменное уведомление депозитарию не позднее чем за 12 месяцев до выхода, выполнив все обязательства по настоящему Соглашению".


Совершено в г. Москве 6 июля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию".


Статья 2. Изложить Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств в следующей редакции:


"Положение
об экономическом суде Содружества Независимых Государств


Статья 1. Учреждение Экономического Суда Содружества Независимых Государств

Экономический Суд Содружества Независимых Государств (Суд) учреждается в целях обеспечения надлежащего выполнения заключенных в рамках Содружества Независимых Государств международных договоров, а также в целях защиты экономических и социальных прав, предоставляемых Соглашением о защите экономических и социальных прав в Содружестве Независимых Государств, иными международными договорами Содружества.


Статья 2. Статус Суда

Суд является уставным органом Содружества Независимых государств, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе.

Организация, порядок деятельности Суда определяются настоящим Соглашением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Суда.


Статья 3. Компетенция Суда

В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений настоящего Соглашения и надлежащего выполнения заключенных в рамках Содружества Независимых Государств международных договоров, а также вопросы защиты экономических и социальных прав.

Суд рассматривает иные споры, которые отнесены к его компетенции международными договорами.

Споры рассматриваются Судом по заявлению заинтересованных физических, юридических лиц, государств в лице их полномочных органов и институтов Содружества Независимых Государств.


Статья 4. Межгосударственные споры

Любое государство-участник может передать в Суд вопрос о любом толковании и нарушении положений международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств другим государством-участником.

Суд рассматривает межгосударственные споры, которые могут передаваться по соглашению государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, если:

государства включили в международный договор юрисдикционную оговорку о передаче спора на рассмотрения Суда;

государства заключили специальное соглашение о передаче спора или определенной категории споров на рассмотрение Суда.


Статья 5. Индивидуальные жалобы

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы лиц, которые полагают, что экономические или социальные права, гарантированные актами Содружества Независимых Государств, были нарушены государством-участником или его органами.

Лица, названные в абзаце первом настоящей статьи, вправе также обратиться в Суд с жалобами о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества Независимых Государств, адресатом которых они являются либо которые непосредственно и индивидуально их затрагивают, и которые приняты по экономическим и социальным вопросам, международным договорам и иным актам Содружества, а также о соответствии актов органов Содружества Уставу Содружества Независимых Государств и другим международным договорам.


Статья 6. Условия приемлемости индивидуальных жалоб

Суд может принимать к рассмотрению индивидуальные жалобы только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.


Статья 7. Предварительные решения Суда по преюдициальным запросам

Суд наделяется компетенцией принимать решения в преюдициальном порядке по вопросам, касающимся:

толкования настоящего Соглашения, иных международных договоров государств-участников;

действительности и толкования актов Содружества Независимых Государств;

о соответствия национального закона международным договорам и иным актам Содружества Независимых Государств.

Если подобный вопрос встанет перед каким-либо судом одного из государств-участников и этот суд сочтет необходимым получить соответствующее предварительное (разъясняющее) решение Суда, чтобы принять собственное решение по данному вопросу, он может обратиться в Суд с просьбой вынести требующееся ему на этот счет решение.

Если преюдициальный запрос связан с рассмотрением конкретного дела, производство в национальном суде приостанавливается до момента вынесения Судом предварительного решения.


Статья 8. Консультативные заключения

Суд по запросам государств-участников выносит консультативные заключения:

по вопросам толкования положений международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств либо между государством - участником Содружества Независимых Государств и уставным органом Содружества Независимых Государств;

о соответствии актов органов Содружества Уставу Содружества Независимых Государств и другим международным договорам, заключенным в рамках Содружества Независимых Государств.

Органы Содружества Независимых Государств в рамках своей компетенции запрашивают консультативные заключения Суда по вопросам, относящимся к их деятельности.


Статья 9. Трудовые споры

К ведению Суда относится разрешение споров, вытекающих из трудовых отношений должностных лиц и сотрудников органов Содружества.


Статья 10. Решение Суда

По результатам рассмотрения межгосударственного спора и индивидуальной жалобы Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо отсутствия нарушения) государством своих обязательств, в том числе вытекающих из международных договоров, определяются меры, которые должно принять государство в целях устранения последствий допущенных нарушений. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Решение Суда носит обязательный характер. Сторона (стороны), в отношении которой(ых) принято решение суда, обеспечивает(ют) его исполнение.

Решения о трудовых спорах носят обязательный характер для соответствующих органов Содружества.

В случае неисполнения решения Суда государством - стороной спора Суд вправе обратиться в Совет глав государств или Совет глав правительств Содружества Независимых Государств, которые могут, если признают это необходимым, дать рекомендации в рамках своей компетенции по приведению решения в исполнение.


Статья 11. Передача дела на рассмотрение Пленума Суда

В течение трех месяцев с даты вынесения Судом решения по межгосударственному спору, индивидуальной жалобе или трудовому спору в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле о передаче его на рассмотрение Пленума.

Пленум принимает обращение, если дело поднимает существенный (значимый) вопрос, касающийся толкования или применения положений настоящего Соглашения, иных международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, или другой существенный (значимый) вопрос общего характера, и выносит свое постановление по делу. Постановление Пленума носит окончательный характер и обжалованию не подлежит.


Статья 12. Запросы Суда

Суд имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от государств-участников и органов Содружества Независимых Государств. Запросы Суда, направляемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения в государствах-участниках.


Статья 13. Судьи Суда

Экономический суд образуется из равного числа постоянных судей от каждого государства-участника и судей ad hoc, которые участвуют в работе Суда в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Соглашения.

Статус судей Суда устанавливается отдельным международным договором.


Статья 14. Избрание (назначение) судей

Судьи Суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей верховных, высших хозяйственных, арбитражных, экономических судов сроком на шесть лет, на строго профессиональной основе из числа судей и других лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области национального и международного права, имеющих высшее юридическое образование и стаж юридической работы не менее десяти лет.

Председатель Суда и его заместители избираются Пленумом Суда из числа судей этого Суда большинством голосов сроком на три года и утверждаются Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Председатель Суда, его заместители и судьи не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершения преступления, болезни.

Судьи экономического Суда не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц. Они не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной и преподавательской.


Статья 15. Пленум Суда

Пленум является высшим коллегиальным органом Суда.

Пленум состоит из председателя Суда, его заместителей и судей, а также председателей верховных, высших хозяйственных, арбитражных, экономических судов государств-участников.

Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в год. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее двух третей его состава. Решения Пленума принимаются большинством голосов присутствующих членов Пленума.

Пленум:

рассматривает жалобы на решения Суда в порядке, установленном Регламентом;

принимает рекомендации по обеспечению надлежащего выполнения международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, актов органов Содружества Независимых Государств при разрешении споров;

утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие деятельность Суда, вносит в них изменения и дополнения; избирает из числа судей Председателя, заместителей Председателя, секретаря Пленума и принимает решение об отстранении их от должности;

формирует коллегии Суда;

рассматривает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

На заседаниях Пленума по приглашению Председателя могут присутствовать представители государств, органов Содружества Независимых Государств и другие лица.


Статья 16. Коллегии Суда

В Суде для рассмотрения переданных ему дел создаются коллегии в составе трех постоянных судей.


Статья 17. Председатель Суда

Председатель Суда председательствует на заседаниях Суда, организует работу аппарата Суда, утверждает структуру и штат, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, определяет условия оплаты их труда, поддерживает и развивает сотрудничество с международными судебными органами и организациями, осуществляет другие полномочия в пределах своей компетенции.


Статья 18. Язык судопроизводства

Судопроизводство в Суде осуществляется на языке межгосударственного общения, принятом в Содружестве Независимых Государств.


Статья 19. Судебные издержки

Обращение в Суд не облагается пошлиной.

Государства, не являющиеся участниками настоящего Соглашения, при обращении в Суд оплачивают судебные издержки в порядке и размере, которые определяются Судом.

Средства, взысканные в виде судебных издержек, направляются на возмещение расходов Суда.


Статья 20. Оплата труда судей и обеспечение деятельности суда

Условия оплаты труда судей Суда определяются Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Расходы на содержание Суда несет Содружество независимых Государств.


Статья 21. Права юридического лица

Суд обладает правами юридического лица, имеет печать и бланки со своим наименованием.


Статья 22. Публикация решений Суда

Решения Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному включению в Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств, опубликованию в средствах массовой информации государств-участников".


Статья 3. Между государствами - участниками настоящего протокола со дня вступления его в силу прекращает действие Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств в редакции от 6 июля 1992 года.


Статья 4. Настоящий Протокол открыт для подписания любым государством - участником Содружества Независимых Государств и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием пятого письменного уведомления о выполнении подписавшими его государствами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Для государств - участников Содружества Независимых Государств, подписавших настоящее Соглашение и выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.


Совершено в г. _______ _____ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.


Проект


Принят/Утвержден

Соглашением Совета глав государств

от _______________


Соглашение
о защите экономических и социальных прав в Содружестве Независимых Государств


Преамбула


(будет подготовлена в зависимости от тех целей и задач, которые согласуют представители государств на рабочих группах)


Статья 1. Обязательства соблюдать права человека

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящего Соглашения.


Раздел I. Права и свободы


Статья 2. Защита права собственности

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.


Статья 3. Свобода предпринимательской деятельности

Государства - участники Содружества Независимых Государств признают свободу осуществления предпринимательской деятельности.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.


Статья 4. Защита чести, достоинства и деловой репутации

Каждый имеет право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени.

Физическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Каждый имеет право на защиту своей деловой репутации.

Физическое лицо или субъект предпринимательской деятельности вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений и возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.


Статья 5. Право на социальное обеспечение

Государства - участники Содружества Независимых Государств признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Материнство (отцовство) и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.


Статья 6. Право на судебную защиту

Каждый имеет право на эффективную защиту прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией, законом или международным договором.

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящем Соглашении, нарушены, имеет право обращаться в Экономический суд Содружества Независимых Государств (Суд СНГ) для их защиты в случае, если исчерпаны все средства правовой защиты в компетентных национальных государственных органах государств - участников Содружества Независимых Государств.


Статья 7. Запрещение злоупотреблений правами

Ничто в настоящем Соглашении не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящем Соглашении, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Соглашении.


Статья 8. Пределы использования ограничений в отношении прав

Ограничения, допускаемые в настоящем Соглашении в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.


Раздел II. Заключительные и иные положения


Статья 9. Гарантии в отношении признанных прав человека

Ничто в настоящем Соглашении не может быть истолковано как ограничение или умаление любого из прав человека и основных свобод, которые могут обеспечиваться законодательством любой Высокой Договаривающейся Стороны или любым иным Соглашением, в котором она участвует.


Статья 10. Толкование Соглашения

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются передавать любые споры по толкованию и применению настоящего Соглашения в Суд СНГ.


Статья 11. Оговорки

1. Любое государство при подписании настоящего Соглашения или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Соглашения в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. Настоящая статья не предусматривает оговорок общего характера.

2. Любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями настоящей статьи, должна содержать краткое изложение соответствующего закона.


Статья 12. Денонсация

1. Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящее Соглашение только по истечении пяти (трех) лет считая с даты, когда она стала участником Соглашения, и по истечении шести месяцев после направления уведомления Исполнительному секретарю СНГ, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны.

2. Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящему Соглашению в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу.

3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, которая перестает быть членом СНГ, на тех же условиях перестает быть и Стороной настоящего Соглашения.

4. Соглашение может быть денонсировано в соответствии с положениями предыдущих пунктов в отношении любой территории, на которую распространено его действие.


Статья 13. Подписание и ратификация

1. Настоящее Соглашение открыто для подписания государствами - членами Содружества Независимых Государств. Оно подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Исполнительному секретарю Содружества Независимых Государств.

2. Настоящее Соглашение вступает в силу после сдачи на хранение трех (пяти) ратификационных грамот.

3. Для тех государств, которые впоследствии ратифицируют Соглашение, оно вступает в силу с даты сдачи на хранение их ратификационных грамот.

4. Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств уведомляет все государства - члены Содружества Независимых Государств о вступлении Соглашения в силу, о Высоких Договаривающихся Сторонах, ратифицировавших его, и о сдаче ратификационных грамот, которые могут быть получены впоследствии.


Совершено в (дата) на русском языке, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Содружества Независимых Государств. Исполнительный секретарь направляет заверенные копии всем подписавшим Соглашение государствам.


Глава 33. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц


АПК РФ

Дополнения и изменения

Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц

1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на шесть месяцев

Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц

1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на шесть месяцев.

4. Извещение иностранных лиц, участвующих в деле, о судебном разбирательстве в арбитражных судах Российской Федерации посредством международной правовой помощи осуществляется однократно судом первой инстанции при условии надлежащего извещения, явки стороны или наличия у суда доказательств о том, что сторона знала или могла знать о данном судебном разбирательстве.

Информация о последующих заседаниях суда первой инстанции и последующих инстанций размещается в специальных разделах на официальных сайтах арбитражных судов соответствующей инстанции. При этом арбитражный суд вправе известить иностранное лицо, участвующее в деле, посредством почты, экспресс-почты, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте

Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

1. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.

2. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным настоящим Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.

4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан


Статья 255. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения

1. Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

2. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык



Статья 255.1 Требования, предъявляемые к документам, направляемым за пределы Российской Федерации

1. Документы, направляемые арбитражным судом за пределы Российской Федерации, должны быть надлежащим образом оформлены (завизированы подписью судьи, скреплены гербовой печатью арбитражного суда, прошиты, пронумерованы ).

2. Документы, направляемые арбитражным судом за пределы Российской Федерации, должны быть составлены на русском языке и снабжены надлежащим образом заверенным переводом на язык запрашиваемого государства, если иное не установлено международным договором Российской Федерации

Статья 256. Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий

1. Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие).

2. Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:

1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;

2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;

3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

3. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий - часть 4 удалить - замена ст. 256.2

Статья 256. Поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств об оказании международной правовой помощи

1. Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств об оказании международной правовой помощи (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие).

2. Арбитражные суды принимают поручения об оказании международной правовой помощи, поступившие по каналам электронной почты, если поручение поступило с официального электронного адреса запрашивающего иностранного органа.

3. Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:

1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;

2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;

3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

3. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном настоящим Кодексом


Статья 256.1 Порядок исполнения поручений иностранных судов и компетентных органов иностранных государств об оказании международной правовой помощи

1. Поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств об оказании международной правовой помощи исполняются арбитражными судами субъектов Российской Федерации, в сфере деятельности которых должны быть осуществлены процессуальные действия, в возможно короткий срок, который не должен превышать одного месяца с даты поступления документов в суд.

2. При исполнении поручения арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в исполнении поручения компетентного органа иностранного государства, предусмотренных статьей 256 настоящего Кодекса.

3. Судебное поручение выполняется в судебном заседании арбитражного суда по правилам, установленным настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к проведению заседания, если это не противоречит существу поручения.

4. Об исполнении поручения или об отказе в исполнении поручения арбитражный суд выносит определение, в котором указываются предмет спора, стороны разбирательства, существо ходатайства об оказании международной правовой помощи, причины отказа в исполнении поручения.

5. При неявке в судебное заседание лица, которому документ подлежит вручению, и при отсутствии оснований для отказа в исполнении поручения арбитражный суд выносит определение об исполнении поручения, которое вместе с поручением направляет по известному ему адресу указанного лица заказным письмом с уведомлением о вручении.

6. По результатам исполнения поручения, арбитражный суд составляет документ об исполнении поручения об оказании международной правовой помощи, который подписывается судьёй, скрепляется гербовой печатью суда и со всеми материалами, собранными при выполнении поручения, немедленно пересылается в иностранный суд или иной компетентный орган иностранного государства.

7. Документы, направляемые в иностранные судебные и иные органы, составляются на русском языке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

8. Если иное не установлено международным договором Российской Федерации в документе об исполнении поручения о выполнении отдельных процессуальных действий должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, исполнявшего поручение;

2) место и дата исполнения поручения о выполнении отдельных процессуальных действий (дата и место вручения документов);

3) сведения об исполнении поручения о выполнении отдельных процессуальных действий или об основаниях, по которым поручение не подлежит исполнению


Статья 256.2 Поручение арбитражного суда об оказании международной правовой помощи

1. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями об оказании международной правовой помощи.

2. Об обращении с поручением об оказании международной правовой помощи выносится определение.

В определении кратко излагается содержание рассматриваемого дела, указываются вид правовой помощи, который необходимо получить, обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые должен получит иностранный орган, выполняющий поручение.

3.В поручении арбитражного суда об оказании международной правовой помощи должны быть указаны:

1) наименование запрашиваемого учреждения;

2) наименование арбитражного суда;

3) номер дела;

4) наименование лиц, участвующих в деле;

5) предмет спора;

6) краткое изложение характера и предмета спора;

7) действия, которые должны быть выполнены органами запрашиваемого иностранного государства.

В поручении о вручении документов обязательно указывается адрес получателя, а при наличии представителей - их имена, фамилии, адреса.

4. В случае необходимости вручения документов лицу, находящемуся вне пределов Российской Федерации, к поручению о выполнении отдельных процессуальных действий прилагаются документы, оформленные в соответствии с требованиями статьи 255.1 настоящего Кодекса.

5. Поручение арбитражного суда о выполнении отдельных процессуальных действий направляется в орган государственной власти, уполномоченный законодательством Российской Федерации для передачи документов международной правовой помощи в компетентный орган иностранного государства.

6. Поручение арбитражного суда о выполнении отдельных процессуальных действий должно быть легализовано или скреплено апостилем.

7. Требования настоящей статьи Кодекса применяются, если иное не установлено международным договором Российской Федерации


-------------------------------------------

*(1) В зависимости от того, какое название будет согласовано.


Рассмотрены Проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, Проект Соглашения о защите экономических и социальных прав в СНГ и проект изменений в АПК РФ в части правового регулирования международной правовой помощи.

При обсуждении вопроса о путях реформирования Экономического Суда СНГ, сделан вывод о необходимости решения следующих задач: создание полноценного наднационального судебного органа в рамках СНГ; придание решениям такого судебного органа характера обязательности; расширение компетенции суда с одновременным увеличением количества судей или введением судей ad hoc; введение механизма пересмотра судебных решений и процедуры преюдициального запроса.

В связи с указанными задачами Проекты Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ и Соглашения о защите экономических и социальных прав в СНГ решено доработать.

При этом, по вопросу финансирования Экономического суда СНГ предложено два варианта: финансирование суда осуществляется в равных долях в рублевом эквиваленте государствами-участниками либо из единого бюджета органов СНГ с утверждением порядка расчета и размеров долевых взносов сторон Советом глав правительств СНГ.

В заключение отмечено, что при обсуждении проекта изменений в АПК РФ в части правового регулирования международной помощи принято решение доработать указанный проект в части уточнения формулировок.


Рекомендации Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ (Протокол N 5 заседания международно-правовой секции от 23 сентября 2009 г.)


Текст протокола размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.