Раздел III. Ответственность автотранспортных предприятий и организаций, а также пассажиров. Акты, претензии и иски (§§ 266 - 288)

Раздел III
Ответственность автотранспортных предприятий и организаций, а также пассажиров

 

Акты, претензии и иски

 

Общие положения

 

266. Автотранспортные предприятия и организации, а также пассажиры в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из Устава автомобильного транспорта РСФСР, несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Устава.

Всякие соглашения автотранспортных предприятий и организаций с пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на автотранспортные предприятия и организации, а также пассажиров, считаются недействительными и всякие отметки об этом в путевых листах и иных документах, не предусмотренные Уставом автомобильного транспорта РСФСР и настоящими Правилами, не имеют силы.

267. Обязательства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, а также пассажиров при автомобильных перевозках, удостоверяются актами установленной формы.

Ответственность автотранспортных предприятий и организаций

ГАРАНТ:

Об ответственности перевозчиков см.:

Гражданский кодекс РФ,

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12

268. Автотранспортные предприятия и организации несут материальную ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в доставке его, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение, а также просрочка произошли не по их вине.

В случае утраты, порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа по требованию пассажира составляется акт установленной формы, который подписывается пассажиром и представителем автотранспортного предприятия (шофером, кладовщиком). Один экземпляр акта вручается пассажиру и служит основанием для предъявления претензионного заявления.

269. За утрату и недостачу багажа автотранспортное предприятие или организация несут ответственность в следующих размерах:

а) багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его действительной стоимости;

б) багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности, - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа. В случаях, когда стоимость багажа установить невозможно, автотранспортное предприятие или организация несут ответственность в размере, предусмотренном тарифами.

270. За порчу и повреждение багажа автотранспортное предприятие или организация выплачивает сумму, на которую понизилась стоимость багажа.

271. За просрочку в доставке багажа автотранспортное предприятие или организация уплачивают штраф в размере 10 процентов провозной платы за каждые сутки, считая неполные сутки за полные, но не свыше 50 процентов провозной платы.

Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов дня, в который должен прибыть багаж.

272. Уплата штрафа за просрочку в доставке багажа производится автотранспортным предприятием или организацией при выдаче багажа на основании акта, составленного по требованию пассажира.

273. Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажирами с собой, лежит на обязанности пассажира.

274. Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа.

275. Если багаж, за утрату или недостачу которого автотранспортное предприятие или организация выплатили его владельцу соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, владелец багажа вправе потребовать выдачу ему этого багажа, возвратив за его утрату или недостачу возмещение.

276. При непредставлении автотранспортным предприятием или организацией автобусов, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве, предусмотренном договором или принятым к исполнению разовым заказом, или при опоздании подачи этих автобусов автотранспортное предприятие или организация уплачивают предприятию или организации-заказчику автобусов 10 процентов стоимости пользования автобусами, исходя из времени пользования, указанного в договоре или заказе.

Ответственность пассажиров

 

277. Пассажиры автобусов и таксомоторов несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования и инвентаря автобуса или таксомотора.

О характере повреждений составляется акт с указанием в нем виновного лица, места и времени нарушения, суммы причиненного ущерба, а также свидетелей, если они имеются.

В случае отказа пассажира возместить стоимость причиненного ущерба на месте, о чем делается отметка в акте, последний служит основанием для взыскания денежной суммы в погашение ущерба в принудительном порядке.

278. За нарушение правил пользования пассажирским автомобильным транспортом виновные лица подвергаются штрафу в следующих размерах:

а) за безбилетный проезд в автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси - три рубля;

б) за безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения - пять рублей;

в) за неоплаченный провоз багажа в автобусе городского и пригородного сообщения и маршрутном такси - один рубль, а в автобусе междугородного сообщения - пять рублей за каждое место багажа, но не более десяти рублей;

г) за провоз в автобусе, маршрутном такси, а также за сдачу в багаж или камеру хранения взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих и ядовитых веществ и предметов (если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) - до десяти рублей, (постановление Совета Министров РСФСР от 12 марта 1984 г. N 92, СП РСФСР, 1984 г., N 7, ст.56).

279. Лицо, предъявившее при контроле билет или удостоверение, не дающее право на проезд или провоз багажа в данном автобусе (маршрутном таксомоторе), относится к категории безбилетных пассажиров.

280. Указанные в § 278 настоящих Правил штрафы налагаются контрольно-ревизорской службой автомобильного транспорта или органами милиции.

281. При уплате штрафа пассажиру выдается квитанция установленной формы с указанием взысканной суммы. Уплата штрафа не освобождает пассажира от приобретения проездного билета или оплаты провоза багажа.

Если невозможно определить пункт начала поездки пассажира, не имеющего билета на проезд или провоз багажа, стоимость проезда и провоза багажа исчисляется по расстоянию от начального пункта отправления автобуса (маршрутного таксомотора) до пункта следования.

282. При отказе от уплаты штрафа на месте составляется протокол (акт) с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей, если они имеются.

Если у нарушителя нет документов, удостоверяющих его личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе, он доставляется в ближайшее отделение милиции для установления личности, составления протокола (акта), дающего право взыскать административный штраф в принудительном порядке.

283. При отказе предприятия, организации - заказчика автобусов полностью или частично использовать автобусы, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве, указанном в договоре или принятом к исполнению разовом заказе, предприятие или организация-заказчик автобусов уплачивает автотранспортному предприятию или организации 10 процентов стоимости пользования автобусами, исходя из времени пользования автобусами, указанного в договоре или заказе.

Претензии, иски

ГАРАНТ:

О предъявлении иска, вытекающего из перевозки пассажиров и багажа, см.:

Гражданский кодекс РФ,

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12

284. Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к автотранспортному предприятию или организации пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию.

285. Претензии к автотранспортному предприятию или организации могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу багажа;

б) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа;

в) со дня выдачи багажа - по претензиям о просрочке в доставке багажа;

г) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии - во всех остальных случаях.

286. Автотранспортное предприятие или организация обязаны рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

б) в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов.

При частичном удовлетворении или отклонении претензии автотранспортное предприятие или организация должны указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии документы.

В случае удовлетворения претензии в полной сумме приложенные к заявлению документы не возвращаются.

287. Иски, возникшие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к автотранспортному предприятию или организации только в случаях полного или частичного отказа автотранспортного предприятия (организации) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в течение сроков, указанных в § 286 настоящих Правил.

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подсудностью в суд по месту нахождения автотранспортного предприятия (организации), которому была предъявлена претензия, в двухмесячный срок со дня получения ответа автотранспортного предприятия (организации) или со дня истечения срока, установленного для ответа.

288. Иски автотранспортных предприятий и организаций к пассажирам, вытекающие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд в течение 6 месяцев.

Указанный шестимесячный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.