Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 41-Г10-3 Об отказе в признании частично не действующим постановления администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 41-Г10-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, кассационной жалобе Открытого акционерного общества "Пластмассовых электромонтажных изделий" (далее - ОАО "ПЭМИ") на решение Ростовского областного суда от 22 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявлений Закрытого акционерного общества "РИФ" (далее - ЗАО "РИФ"), ОАО "ПЭМИ" о признании недействующим Постановления Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" в части утверждения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 61:44:0032113:1 г. Ростова-на-Дону в разрезе девятого вида разрешенного использования в размере 11541,46 руб./кв. м. и кадастрового квартала 61:44:0082701:10 г. Ростова-на-Дону в разрезе девятого вида разрешенного использования в размере 11566,02 руб./кв. м., взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., объяснения представителя ОАО "ПЭМИ" Щ.М.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Администрации Ростовской области и Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области М.Ю.А., Г.О.К., возражавших против доводов кассационного представления и кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" (далее - Постановление) утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области от 27 марта 2008 года N 0559 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области.

ОАО "ПЭМИ" обратилось в Ростовский областной суд с заявлением о признании указанного Постановления недействующим в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель кадастрового квартала 61:44:0082701 в отношении земельного участка под кадастровым номером 61:44:0082701:10, взыскании понесенных расходов в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является арендатором земельного участка земель поселений площадью 2,847 га с кадастровым номером 61:44:0082701:10, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 87. Утверждение удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 11566,02 рублей за один квадратный метр приводит к тому, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.

По мнению заявителя, Постановление Администрации области в обжалуемой части является незаконным и противоречит положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункту 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Кроме того, расчеты произведены с нарушением п.п. 2.1.2, 2.2.1-2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

ЗАО "РИФ", являясь пользователем земельного участка общей площадью 39567 кв. м. расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 13 линия, д. 93, с кадастровым номером 61:44:0032113:1, обратилось в Ростовский областной суд с заявлением о признании недействующим Постановления Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212 в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 11541,46 рублей за один квадратный метр в отношении указанного участка.

В обоснование своих требований ЗАО "РИФ" указало, что при проведении кадастровой оценки земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на земельные участки, что привело к необоснованному, произвольному завышению кадастровой стоимости спорного земельного участка и свидетельствует о нарушении процедуры проведения кадастровой оценки без учета его рыночной стоимости, что противоречит требованиям федерального законодательства, в частности Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39, пунктам 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли от 28 июня 2007 года N 215 и предусматривающим определенный порядок в части выбора исполнителя проведения работ и получения положительного заключения от Роснедвижимости, которые, по мнению заявителя, соблюдены не были. При этом оспариваемое Постановление нарушает права ЗАО "РИФ" на уплату налога в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством.

Определением Ростовского областного суда от 20 ноября 2009 года указанные заявления объединены в одно производство для дальнейшего рассмотрения.

Решением Ростовского областного суда от 22 декабря 2009 года в удовлетворении заявлений ЗАО "РИФ" и ОАО "ПЭМИ", отказано.

В кассационной жалобе ОАО "ПЭМИ", кассационном представлении прокурора, участвующего в деле, ставится вопрос об отмене указанного решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и её территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6-9.12 Регламента).

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета методическим указаниям;

о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области проводились филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО.

По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО составлен отчет (л.д. 167-247 том N 3), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.

По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, решение оформлено актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 159-196 том N 1).

Кроме того, судом установлено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков соблюден также и Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

Не нашли своего подтверждения доводы заявителей о произвольном завышении кадастровой стоимости земельных участков, при этом суд исходил из того, что такое суждение не базируется на конкретных доказательствах о более широком объеме источников. Более того, процедуру выяснения информации в рамках факторов стоимости Администрация Ростовской области показала на конкретных примерах, и такой расчет был проверен Роснедвижимостью.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков заявителей значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель Ростовской области кадастровой оценки, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

Довод кассационной жалобы и кассационного представления о том, что акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков был представлен после опубликования постановления Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, что является нарушением процедуры принятия, проверялся в судебном заседании.

Суд пришел к обоснованному выводу, что имевшее место нарушение процедуры принятия оспариваемого акта не может повлечь его отмену в силу того, что постановление администрации Ростовской области вступило в законную силу с 1 января 2009 года, до проведения надлежащей проверки отчета не применялось, а, значит, никаких негативных правовых последствий для заявителей не повлекло.

Другие доводы кассационного представления и кассационной жалобы также не могут служить поводом для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ростовского областного суда от 22 декабря 2009 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора, участвующего в деле, кассационную жалобу ОАО "ПЭМИ" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 41-Г10-3


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.