Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1600 Об отказе в признании частично не действующими подпунктов "г", "д" пункта 5, подпункта "н" пункта 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490

Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1600

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N КАС10-139 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Транснефть-Сервис" о признании частично недействующими подпунктов "г", "д" пункта 5, подпункта "н" пункта 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах (далее - Положение о лицензировании). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 21 августа 2006 г., N 34, ст. 3679, "Российской газете" N 188, 25 августа 2006 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 544.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в собственности или на ином законном основании производственных объектов (гидротехнических сооружений, крытых и открытых грузовых складов, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности и соответствующих требованиям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (подпункт "г"); наличие на судах и иных плавучих средствах (при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, предполагающей использование плавучих кранов и судов), в том числе на судах, используемых в случае осуществления погрузки (разгрузки) нефти и нефтепродуктов, включая суда-бункеровщики, судовых документов, предусмотренных статьями 24-28 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (подпункт "д").

Подпунктом "н" пункта 7 Положения о лицензировании предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (с указанием класса опасных грузов) и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов - в случае осуществления погрузки (разгрузки) нефти и нефтепродуктов и операций по бункеровке судов.

ЗАО "Транснефть-Сервис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании в части, предусматривающей наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в собственности или на ином законном основании бункеровочных баз и судов-бункеровщиков; подпункта "д" пункта 5 Положения о лицензировании в части, предусматривающей наличие на судах-бункеровщиках судовых документов, предусмотренных статьями 24-28 КТМ РФ; подпункта "н" пункта 7 Положения о лицензировании, предусматривающего необходимость представления в лицензирующий орган копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов - в случае осуществления погрузки (разгрузки) нефти и нефтепродуктов и операций по бункеровке судов, по тем основаниям, что оспариваемые правовые нормы необоснованно включают деятельность по бункеровке судов в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, что не соответствует Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и необоснованно ограничивает право заявителя на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

По мнению заявителя, погрузочно-разгрузочная деятельность и деятельность по бункеровке судов являются различными видами деятельности, деятельность по бункеровке судов не отнесена Законом о лицензировании к лицензируемой деятельности.

В судебном заседании представители заявителя Р.А.В. и М.Э.Е. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 14 января 2010 г. N СС-П9-140).

В суде представители заинтересованного лица Т.С.Р., О.Д.А., З.Е.А., Х.С.Н., З.А.А., Б.В.П. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что лицензионные требования и условия установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 5 Закона о лицензировании, оспариваемые положения соответствуют требованиям Закона и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым видам деятельности согласно статье 4 Закона о лицензировании относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Подпунктом 69 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включена погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.

Согласно статье 5 Закона о лицензировании Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При реализации указанных полномочий Правительство Российской Федерации должно с учетом основных принципов осуществления лицензирования, закрепленных в статье 3 названного Закона, определять конкретное содержание установленных федеральным законодателем лицензируемых видов деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями в соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Во исполнение предоставленных Законом полномочий Правительством Российской Федерации утверждено оспариваемое Положение о лицензировании, определяющее порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (пункт 1), установлены лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах (пункт 5).

Под погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к Положению понимается перемещение грузов из одного транспортного средства в другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно или через склад (пункт 2).

При бункеровке (снабжении) судов топливом осуществляется перегрузка нефтепродуктов (дизтопливо, топочный мазут, бензин) из одного транспортного средства в другое транспортное средство, и, следовательно, бункеровочная деятельность относится к погрузочно-разгрузочной деятельности.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации опасный груз определен как груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе (пункт 1 статьи 151).

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под опасными грузами понимаются грузы, которые в силу присущих им физико-химических свойств и (или) иных особенностей при перевозке, переплавке и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья человека, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Из указанного следует, что нефть и нефтепродукты относятся к опасным грузам.

Бункерное топливо в соответствии с Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, к которой присоединилась Россия (Федеральный закон от 03.12.2008 г. N 230-ФЗ), означает любую углеводородную минеральную нефть, включая смазочное масло, используемую или предназначенную для использования в целях эксплуатации или движения судна, а также любые остатки такой нефти и, следовательно, также относится к опасным грузам.

Таким образом, бункеровочная деятельность обоснованно отнесена оспариваемым Положением к погрузочно-разгрузочной деятельности, подлежащей лицензированию, и на нее также распространяются все лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам.

Доводы заявителя о том, что бункеровка судов топливом и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах являются различными видами экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, не могут служить основанием для признания недействительным оспариваемого Положения о лицензировании, поскольку Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, имеющий предметом регулирования отношения в сфере экономической деятельности субъектов права и соответственно проводящий их классификацию, исходя из нужд экономической сферы деятельности, не регулирует отношения, связанные с осуществлением лицензирования.

Ссылка заявителя на приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 апреля 2009 г. N 68 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно" также является несостоятельной, т.к. данные Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации", и регулируют условия оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно в границах акваторий морских портов и не распространяются на отношения, являющиеся предметом регулирования Закона о лицензировании и иных нормативных правовых актов в данной сфере.

Кроме того, нормативные правовые акты, на которые ссылается заявитель, обладают меньшей юридической силой, чем оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490. В то время как суд в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Не имеют правового значения ссылки заявителя на ранее действующее законодательство, регулирующее вопросы лицензирования, по которому лицензируемой деятельностью признавались и бункеровка судов топливом и погрузочно-разгрузочная деятельность, поскольку проверка нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля проводится на соответствие действующему законодательству.

Следовательно, лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, предусмотренные подпунктами "г", "д" пункта 5, подпунктом "н" пункта 7 Положения о лицензировании не противоречат Закону о лицензировании.

Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, подпункты "г", "д" пункта 5, подпункт "н" пункта 7 Положения о лицензировании не противоречат федеральному законодательству и нормам международного права, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление закрытого акционерного общества "Транснефть-Сервис" о признании частично недействующими подпунктов "г", "д" пункта 5, подпункта "н" пункта 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 490, - оставить без удовлетворения.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "13 августа 2006 г."


Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1600


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N КАС10-139 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение