Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N КАС10-138 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующим абзаца четвертого пункта 12 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 173-э/5, оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N КАС10-138


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Таганрогский металлургический завод" о признании недействующим абзаца 4 пункта 12 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 173-э/5,

по кассационной жалобе ОАО "Таганрогский металлургический завод" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2010 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителя ОАО "Таганрогский металлургический завод" Б.М.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Федеральной службы по тарифам Б.Б.В. и М.В.К., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия установила:

приказом Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008 г. N 173-э/5 утверждены Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (далее - Методические указания). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 октября 2008 г. N 12449 и опубликован в "Российской газете", N 215, 15 октября 2008 г.

Абзацем четвёртым пункта 12 Методических указаний установлено, что отнесение всех конечных потребителей (кроме населения, а также в части использования газа газораспределительными организациями на собственные технологические нужды и потери в газораспределительных сетях) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объёме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям.

Открытое акционерное общество "Таганрогский металлургический завод" (далее - ОАО "ТАГМЕТ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абз. 4 п. 12 Методических указаний в той мере, в которой он устанавливает принцип отнесения конечных потребителей газа к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя из объёма потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пп. 10, 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), ст. 26 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", подп. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как незаконно распространяет своё действие (в том числе) на конечных потребителей газа, имеющих на одной производственной площадке несколько точек подключения, чем создаёт неравные условия и дискриминирует промышленных потребителей, нарушает принцип экономической обоснованности. В заявлении указал также на то, что Методические указания не согласованы в установленном порядке с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ОАО "ТАГМЕТ", считая его незаконным.

В кассационной жалобе кассатор указал на то, что отсутствует согласование нормативного правового акта с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. ФСТ России не представила расчёт экономического обоснования тарифов, в связи с чем считает, что абз. 4 п. 12 Методических указаний не соответствует п. 11 Основных положений. В кассационной жалобе указал на то, что, имея две точки подключения, заявитель вынужден платить экономически необоснованную чрезмерно высокую плату за снабженческо-сбытовые услуги, чем нарушаются его права на занятие предпринимательской деятельностью.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

В силу части второй ст.ст. 21, 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (ред. от 30 декабря 2008 г.) при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа; федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учётом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Согласно Основным положениям размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ) подлежит государственному регулированию на территории Российской Федерации (пункт 4); регулирование размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 10).

Суд сделал правильный вывод о том, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) уполномочена принимать Методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа (пункт 5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332).

Согласно п. 15 Основных положений цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

Методические указания, также как и Основные положения, определяют принципы регулирования и расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям газа, а также особенности ее применения (пункт 2 Методических указаний).

Вывод суда о том, что приведенные нормы позволяют дифференцировать размер платы за снабженческо-сбытовые услуги по группам потребителей в зависимости от различных факторов, перечень которых не является исчерпывающим, обоснован.

С целью более точного учёта экономически обоснованных затрат, которые несут организации, предоставляющие услуги по транспортировке и поставке (реализации) газа, Методическими указаниями предусмотрено установление дифференцированных тарифов по 8 группам конечных потребителей (включая население).

Отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку и плата за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объёме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (к транспортным сетям), в результате чего конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемая норма не противоречит ст. 26 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", так как не создаёт преимуществ для отдельных потребителей.

Обоснован и вывод суда о том, что Федеральная служба по тарифам не является хозяйствующим субъектом, а лишь в пределах своих полномочий утвердила Методические указания в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Таким образом, установленный Методическими указаниями принцип отнесения к той или иной группе, исходя из объёмов поставки газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям, т.е. в зависимости от времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объёмов его потребления соответствует критериям, установленным пунктом 15 Основных положений и отвечает принципу экономической обоснованности затрат.

Вывод суда о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, с соблюдением установленного порядка его принятия и опубликования, обоснован.

Ссылка заявителя на то, что Методические указания не согласованы в установленном порядке с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации несостоятельна.

В соответствии с п. 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя. Как видно из материалов дела приказ ФСТ России от 17 сентября 2008 г. N 173-э/5 завизирован заместителем Министра экономического развития и торговли Российской Федерации С.С.В.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Таганрогский металлургический завод" - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 марта 2010 г. N КАС10-138


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.