Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 2-Г10-1 Об отказе в признании недействующей статьи 2 Закона Вологодской области от 10 декабря 2007 г. N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 2-Г10-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Е.В.В. на решение Вологодского областного суда от 17 декабря 2009 года, которым Е.В.В. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 2 Закона Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., возражения против кассационной жалобы представителей Законодательного Собрания, правительства и губернатора Вологодской области А.А.С., К.Л.Б. и П.Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ З.Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 7 декабря 2007 года N 1081 принят и 10 декабря 2007 года губернатором области подписан Закон области N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области".

Закон официально опубликован в изданиях "Красный Север", N 147 от 13 декабря 2007 года, "Законодательство Вологодской области", ноябрь-декабрь, 2007 года N 6 (часть 1).

Указанный Закон области устанавливает правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки в целях обеспечения транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 данного Закона области право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте имеют инвалиды 1 группы и дети-инвалиды.

Согласно статье 2 Закона области лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 этого Закона, имеют право на:

1) приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района). Право на проезд по единому именному льготному месячному проездному билету граждан, указанных в пункте 3 статьи 1 данного Закона области, предоставляется также:

одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида; одному из членов семьи, опекуну, попечителю, помощнику (назначенному в рамках патронажа) инвалида 1 группы;

лицу, сопровождающему ребенка-инвалида или инвалида 1 группы;

2) оплату в размере 50 процентов от действующих тарифов на проезд в автомобильном транспорте общего пользования межмуниципальных маршрутов (указанное право предоставляется также лицу, сопровождающему ребенка-инвалида или инвалида 1 группы);

3) оплату в размере 50 процентов от действующих тарифов на проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

4) оплату в размере 50 процентов от действующих тарифов на перевозки пассажиров речным транспортом пригородных и местных маршрутов.

Для граждан, проживающих в г. Вологде и г. Череповце, действие единого именного льготного месячного проездного билета распространяется на внутрирайонные автобусные маршруты соответственно Вологодского и Череповецкого районов. Для граждан, проживающих на территории Вологодского и Череповецкого районов, действие единого именного льготного месячного проездного билета распространяется на городские маршруты транспорта общего пользования (кроме такси) соответственно в г. Вологде и г. Череповце.

Е.В.В., являющийся инвалидом 1 группы, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 2 Закона Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-ОЗ, указывая на то, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" до 1 января 2005 года он имел право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, однако оспариваемым Законом на заявителя возложена обязанность по оплате проезда на транспорте, что нарушает его права и снижает уровень социальной защищенности по сравнению с положением, существовавшим до 1 января 2005 года.

Решением Вологодского областного суда от 17 декабря 2009 года в удовлетворении заявления Е.В.В. отказано.

В кассационной жалобе Е.В.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Специальным федеральным законом, регулирующим правоотношения в сфере социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В преамбуле указанного Федерального закона установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусматривалось право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ признана утратившей силу, указанный Федеральный закон дополнен статьями 28.1 и 28.2, предусматривающими право инвалидов на ежемесячную денежную выплату, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и обеспечение жильем.

При этом в силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что действующее федеральное законодательство не предусматривает для инвалидов права бесплатного проезда на транспорте городского и пригородного сообщения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленные оспариваемым Законом Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-ОЗ меры социальной поддержки инвалидов в сфере транспортного обслуживания являются дополнительными мерами к мерам, определенным федеральным законодателем.

Таким образом, оспариваемый Закон Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-ОЗ принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Суд правомерно указал также на то, что при принятии оспариваемого Закона области соблюдены требования части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не допускающие после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, поскольку, как следует из материалов дела, совокупный объем финансирования мер социальной поддержки инвалидов, предусмотренный областным бюджетом, ежегодно увеличивается.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в связи с чем основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут.

Утверждения в жалобе о том, что оспариваемый Закон Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-ОЗ ухудшает положение Е.В.В. по сравнению с федеральным законодательством, не могут быть признаны правильными, поскольку действующее федеральное законодательство не предоставляет инвалидам право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения на всей территории Российской Федерации.

Ранее действовавшие положения статьи 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ о праве бесплатного проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования, кроме такси, признаны утратившими силу.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:

решение Вологодского областного суда от 17 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е.В.В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 2-Г10-1


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.