Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 4-Г10-10 Об отказе в признании частично не действующим постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2008 г. N 1118/49 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 4-Г10-10


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ж.В.В. на решение Московского областного суда от 1 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2008 года N 1118/49 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., объяснения Ж.В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Правительства Московской области Г.Ю.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2008 года N 1118/49 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам" в целях упорядочения назначения и выплаты социальных пособий Правительство Московской области внесены изменения в Порядок назначения и выплаты социальных пособий, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 6 марта 2006 г. N 153/8 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий":

1) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

"Получатель ежемесячного пособия на ребенка ежегодно представляет в территориальное структурное подразделение документы, подтверждающие сведения о доходах семьи.

Вышеуказанные документы представляются в течение трех месяцев по окончании года, в течение которого предоставлялось ежемесячное пособие на ребенка. В случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в указанные сроки выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается".

2) пункт 10 дополнить абзацами следующего содержания: "Получатель ежемесячного пособия детям-инвалидам ежегодно

представляет в территориальное структурное подразделение документы, подтверждающие сведения о доходах семьи.

Вышеуказанные документы представляются в течение трех месяцев по окончании года, в течение которого предоставлялось ежемесячное пособие детям-инвалидам. В случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в указанные сроки выплата ежемесячного пособия детям-инвалидам (за исключением детей-инвалидов, имеющих одного родителя либо лицо, его заменяющее) прекращается".

Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2008 года N 1118/49 Министерству социальной защиты населения Московской области предписано обеспечить в течение первого квартала 2009 года сбор документов, подтверждающих сведения о доходах семьи получателей ежемесячного пособия на ребенка и получателей ежемесячного пособия детям-инвалидам, пособия которым были назначены до 1 января 2008 года.

Ж.В.В. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующими абзаца второго подпункта 1 пункта 1 в части слов "в случае непредоставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в указанные сроки выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается"; пункта 2 в части, касающейся предоставления документов о доходах семьи получателей ежемесячного пособия на ребенка, пособия которым были назначены до 1 января 2008 года постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2008 года N 1118/49 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам"

В обоснование требований сослался на противоречие статье 16 Федерального Закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", части 2 статьи 21 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области"; указал, что является жителем Московской области, воспитывает двоих несовершеннолетних детей, ежемесячные пособия на детей были назначены его семье до 1998 года, однако на основании оспариваемого постановления Правительства Московской области выплата пособий была приостановлена и затем прекращена, чем нарушены его права.

Определением Московского областного суда от 1 декабря 2009 года производство по делу части признания частично недействующим пункта 2 постановления N 1118/49 прекращено.

Решением Московского областного суда от 1 декабря 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Ж.В.В. поставлен вопрос об отмене судебного решения как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия оснований для отмены решения в порядке # 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая, в удовлетворении заявления суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемее Ж.В.В. отдельное положение постановления Правительства Московской области от 16 декабря 2008 года N 1118/18 "О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам" соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу и на противоречие которому поставлен вопрос.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 1118/49"


В соответствии со статьями 3, 16, 18 Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка; получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" названного Закона Московской области N 1/2006-ОЗ право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.

Статьей 22 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ предусмотрено, что получатели ежемесячных пособий обязаны в месячный срок известить соответствующее территориальное структурное подразделение центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения, назначающее пособия гражданам, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение пособия, не может превышать три месяца.

Таким образом, устанавливая оспариваемый заявителем порядок и условия выплаты ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам, Правительство Московской области действовало в рамках компетенции; при этом каких-либо норм, снижающих уровень правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодателем, для указанной категории граждан, к чему фактически сводятся доводы заявителя, оспариваемое положение не содержит.

Поскольку по смыслу статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд проверяет оспариваемые акты на соответствие действующим нормативно правовым актам имеющим большую юридическую силу, судом правильно отвергнуты требования Ж.В.В. о признании вносимых в пункт 3 Порядка назначения и выплаты социальных пособий изменений противоречащими положениям статьи 16 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в редакциях 1995 года и 2004 года, утративших силу на момент судебного рассмотрения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Московского областного суда от 1 декабря 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ж.В.В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 4-Г10-10


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение