Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 78-Г10-4 Заявление истца направлено в суд для рассмотрения со стадии его принятия к производству, поскольку оспариваемый акт определяет порядок взаимоотношений между государственными органами, организациями и гражданами при передаче земельных участков в собственность граждан, определяя тем самым правила поведения указанных органов, организаций и граждан в указанной сфере, то есть является нормативным правовым актом, разрешение требований о проверке законности которого в силу положений действующего законодательства относится к подсудности суда города федерального значения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 78-Г10-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Я.-Е.И.И. на определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 декабря 2009 года, которым Я.-Е.И.И. возвращено заявление об оспаривании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 года N 2732-ра "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Я.-Е.И.И. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 года N 2732-ра, которым утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании.

В заявлении Я.-Е.И.И. указала, что она как собственник жилого дома в силу положений Земельного кодекса РФ имеет право на получение в собственность земельного участка, которым она фактически пользуется.

Между тем, в результате действий Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и иных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, основанных на оспариваемом Положении, в собственность ей была предоставлена лишь часть фактически используемого ею земельного участка, в связи с чем заявитель полагает, что указанное Положение в части установления порядка передачи гражданам - собственникам жилых домов фактически используемых ими земельных участков противоречит требованиям Земельного кодекса РФ.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 декабря 2009 года заявление возвращено Я.-Е.И.И.

В частной жалобе Я.-Е.И.И. ставит вопрос об отмене определения судьи, считая его незаконным.

Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая Я.-Е.И.И. заявление, судья исходил из того, что рассмотрение и разрешение данного заявления в компетенцию Санкт-Петербургского городского суда не входит, поскольку к категориям дел, подсудных суду города федерального значения, указанных в статье 26 ГПК РФ, не относится.

При этом судья в определении указал, что Я.-Е.И.И. фактически оспаривает действия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по предоставлению ей в собственность земельного участка, а сам оспариваемый ею акт является индивидуальным правовым актом, проверка законности которого относится к подсудности районных судов.

Между тем, согласиться с данным выводом судьи Судебная коллегия не может.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из заявления Я.-Е.И.И., ею оспаривается распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 года N 2732-ра и утвержденное им Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, которое, по мнению заявителя, противоречит положениям Земельного кодекса РФ.

Данным Положением установлен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга:

- при бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилых домов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга;

- принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30.10.2001 для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства;

- право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к гражданам после 30.10.2001 в порядке наследования;

- фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов (пункт 1.1 Положения).

При этом в силу пункта 1.2 Положения передача участков в собственность граждан осуществляется на основании заявлений граждан, распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о передаче в собственность граждан находящихся в их пользовании участков, а также заключаемых в соответствии с указанными распоряжениями договоров о передаче участков в собственность граждан.

Таким образом, указанный акт определяет порядок взаимоотношений между государственными органами, организациями и гражданами при передаче земельных участков в собственность граждан, определяя тем самым правила поведения указанных органов, организаций и граждан в указанной сфере, то есть является нормативным правовым актом, разрешение требований о проверке законности которого в силу статьи 26 ГПК РФ относится к подсудности суда города федерального значения.

При таких обстоятельствах, определение судьи о возврате заявления Я.-Е.И.И. не может быть признано законным и подлежит отмене.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

определение судьи декабря 2009 года Санкт-Петербургского городского суда от 29 отменить, заявление Я.-Е.И.И. направить в тот  же суд для рассмотрения со стадии его принятия к производству суда.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 78-Г10-4


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.