Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. N КАС10-180 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующим приложения N 3 к приказу Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 было оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. N КАС10-180


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" об оспаривании формы кадастрового паспорта земельного участка, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32 по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" С.А.Н. и С.А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" утверждена форма кадастрового паспорта земельного участка (приложение N 3).

ООО "Торговые ряды" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приложения N 3.

В подтверждение требования заявитель указал, что закрепленная в приложении N 3 форма кадастрового паспорта земельного участка, противоречит ч. 10 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пп. 5 и 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, нарушает право общества на получение кадастровых паспортов на учетные части земельных участков, находящиеся у общества в долгосрочной аренде. ООО "Торговые ряды" на праве собственности принадлежат строения, расположенные на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, для эксплуатации этих строений по договору аренды предоставлены земельные участки, которые не имеют собственного кадастрового номера, а только учетные номера частей в соответствующем кадастровом номере. Оспариваемая форма кадастрового паспорта земельного участка не позволяет органу кадастрового учета выдать, а заявителю получить кадастровые паспорта на учетные части земельных участков, находящихся в пользовании общества.

Решением Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе ООО "Торговые ряды" просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления. Полагает, что вывод суда о том, что законом не предусмотрена выдача кадастрового паспорта на учетную часть земельного участка противоречит пп. 5 и 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, которые прямо допустили наличие учетных частей. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не ограничил и не запретил выдачу кадастрового паспорта на земельный участок, имеющий учетный номер части.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство юстиции Российской Федерации, являясь органом, уполномоченным по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости, реализуя полномочия предоставленные ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвердило оспариваемую заявителем форму кадастрового паспорта объекта недвижимости.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая форма кадастрового паспорта объекта недвижимости не противоречит положениям названного Федерального закона и Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, поскольку предусмотрена возможность предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости лишь на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер.

В силу ч. 3 ст. 1 названного Федерального закона государственным предметом кадастрового учета являются объекты недвижимости, обладающие уникальными характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Федеральным законом установлено, что каждый такой объект недвижимости имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер), который присваивается органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5); предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости не только сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, но и дополнительных сведений, в том числе сведений о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости (п. 10 ч. 2 ст. 7); регламентирован порядок внесения сведений при учете части объекта недвижимости, в соответствии с которым данные сведения носят временный характер до дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права, а в случае неосуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта - аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (ч. 11 ст. 25).

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории: в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14).

В ст. 7 Федерального закона определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в ней предусмотрено внесение в данный кадастр сведений о кадастровом номере земельного участка, а не его части.

На основании вышеприведенных законоположений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта возможно только на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер, а не его части.

В соответствии с п. 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района.

Оспариваемая форма кадастрового паспорта земельного участка, раздел В.З, содержащий строку "Сведения о частях земельного участка и обременениях" для отражения в ней сведений об учетных номерах частей земельного участка, как правильно указал суд в решении, не противоречит п. 7 упомянутых Правил.

Не было у суда оснований согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемой формы кадастрового паспорта абзацу второму п. 5 Правил, которым предусмотрена возможность учета в качестве одного объекта недвижимого имущества нескольких обособленных земельных участков по заявлению правообладателя, предписания о возможности выдачи кадастрового паспорта земельного участка на его учетную часть эта норма не предусматривает.

Форма кадастрового паспорта земельного участка не противоречит и ч. 10 ст. 25 Федерального закона, предусматривающей наделение соответствующими полномочиями государственный орган, в чью компетенцию входит нормативно-правовое регулирование, в сфере кадастровых отношений. Эта правовая норма не устанавливает состав сведений об объекте недвижимости, которые должны быть указаны в кадастровом паспорте земельного участка.

Довод кассационной жалобы о том, что в действующем законодательстве отсутствуют ограничения и запрет на выдачу кадастрового паспорта на земельный участок, имеющий учетный номер части, основан на ошибочном толковании норм материального права и не может служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Торговые ряды" - без удовлетворения.

Оспаривалась форма кадастрового паспорта земельного участка.

По мнению заявителя, она не позволяет выдавать указанные паспорта на участки, которые не имеют собственного кадастрового номера, а только учетные номера частей в таком номере.

Это не дает возможности органу кадастрового учета выдать, а заявителю получить кадастровые паспорта на учетные части участков, находящихся в пользовании.

Кассационная коллегия ВС РФ отклонила указанные доводы и разъяснила следующее.

В силу Закона о государственном кадастре предметом кадастрового учета являются объекты недвижимости, обладающие уникальными характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Кадастровый паспорт представляет собой выписку из кадастра, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (а также иные предусмотренные законом сведения).

Законом определен состав сведений кадастра недвижимости. В него вносятся данные о кадастровом номере земельного участка, а не его части.

Исходя из Правил присвоения кадастровых номеров участкам, в процессе учета отдельным сформированным частям участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимости и т. п.) присваиваются учетные кадастровые номера. Такой номер части участка - порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части, в соответствующем подразделе реестра земель кадастрового района.

Таким образом, сведения кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта могут предоставляться только на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер, а не на его части.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. N КАС10-180


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение