Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N 49-Г10-25 Об отказе в признании недействующими пунктов 1 и 2 Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 г., утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2008 г. N 157, и Приложения N 1 к названной адресной программе

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N 49-Г10-25


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Н.Г.П., В.М., Ю.В. и др. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления Н.Г.П., Н.В.М., Н.Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.Б.Р., Р.Р., Д.Р., Н.С.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Н.А.С., Н.А.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н.С.А. и Н.М.А. о признании недействующими пунктов 1 и 2 "Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2008 года N 157 и Приложение N 1 к адресной программе в части включения дома N 6 по ул. Фурманова в перечень домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., объяснения Н.А.В., представителя Н.Г.П., А.В., В.М., С.В., Ю.В. - М.Р.З., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Республики Башкортостан С.В.И. возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 14 мая 2008 года N 157, которым утверждена адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год (далее - Программа).

Пункт 1 указанной Программы предусматривает, что реализация Программы позволит осуществить финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2007 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также получение финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

Пункт 2 Программы определяет её задачи, в том числе одной из задач является поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Н.Г.П., Н.В.М., Н.Ю.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Г.Б.Р., Г.Р.Р., Г.Д.Р., Н.С.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Н.А.С, Н.А.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Н.С.А., Н.М.А. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 Программы в тех частях, где говорится о переселении граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2007 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и поэтапной ликвидации этих домов, а также положение этой Программы в части включения в неё дома N 6 по ул. Фурманова, в котором они проживали, как подлежащего сносу.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что дом N 6 по адресу: г. Уфа, ул. Фурманова, в котором они проживали, был признан аварийным 7 апреля 1999 года. В обжалуемой ими Программе говорится о поэтапной ликвидации многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. По этой причине, граждане, чьи дома будут снесены по этой программе, поставлены в неравное положение с теми, чьи дома были снесены до 1 марта 2005 года, т.е. до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

Заявители полагают, что в то время, когда действовал Жилищный кодекс РСФСР лицам, чьи дома подлежали сносу как аварийные, по отдельным лицевым счетам предоставлялись раздельные квартиры по норме 9 кв.м. на человека, а в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер площади, предоставляемых этим лицам квартир, соответствует размеру площади квартиры, занимаемой ими в аварийном доме. По мнению заявителей, поскольку в настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, вопрос о признании аварийным их дома, может быть поставлен заново в соответствии с этим Положением. В связи с тем, что в соответствии с указанным Положением техническое состояние их дома не проверялось, он не должен подпадать под действие этой программы, и не подлежит сносу как аварийный.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2010 года в удовлетворении заявления Н.Г.П., Н.В.М., Н.Ю.В. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.Б.Р., Р.Р., Д.Р., Н.С.В. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Н.А.С., Н.А.В. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н.С.А., М.А. - отказано.

В кассационной жалобе заявители просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 января 2002 года N 33 (утратило силу с 1 января 2006 года) утвердило подпрограмму "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации этой подпрограммы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.

Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (пункт 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).

В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан, выполнившими установленные Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительством Республики Башкортостан утверждена адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд установил, что оспариваемый заявителями акт утвержден компетентным органом, в пределах полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и пришел к правильному выводу о том, что пункты 1 и 2 обжалуемой Программы в части, касающейся переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года федеральному законодательству не противоречат, поскольку установление указанного в данной Программе срока соответствует требованиям статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.

Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Основным условием, установленным пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", для признания многоквартирных домов аварийными, является признание их таковыми до 1 января 2007 года в установленном порядке. Конструкция этой правовой нормы указывает на то, что в ней имеется в виду порядок, действовавший на момент признания многоквартирного дома аварийным.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованного исходил из того, что вопросы законности признания жилого дома аварийным, в том числе и вопрос соблюдения этого порядка не подлежит проверке в рамках данного гражданского дела. Программа содержит перечень аварийных домов, а не решает вопросы признания того или иного дома аварийным.

При этом согласно акту межведомственной комиссии от 24 марта 1999 года, утверждённому постановлением главы Администрации Калининского района города Уфы от 7 апреля 1999 года N 1000 жилые помещения, расположенные в доме по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Фурманова, дом N 6, отнесены к категории аварийных и подлежащих расселению.

Заявители не обращались в соответствующие органы с просьбой о проведении обследования жилого дома на предмет пригодности или непригодности для проживания в нём в порядке, установленном Постановлением Правительства от 28 января 2006 года N 47. Кроме того, судом не установлено, что дом N 6 по улице Фурманова признан в этом порядке пригодным для проживания.

Вместе с тем, согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции.

Поскольку законность акта межведомственной комиссии от 24 марта 1999 года о признании жилого дома N 6 по ул. Фурманова г. Уфы не оспаривалась ни заявителями, ни компетентными органами, принимая во внимание, что вопрос о сносе указанного дома был согласован как с гражданами, приватизировавшими жилые помещения, так и с городским округом, суд пришел к правильному выводу о том, что включение спорного дома в Программу как аварийного и подлежащего сносу (ликвидации) является законным.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.

Установив, что оспариваемая норма не противоречит федеральному закону, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении требований Н.Г.П., Н.В.М., Н.Ю.В., Н.С.В., Н.А.В.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н.Г.П., В.М., Ю.В., С.В., А.В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N 49-Г10-25


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение