Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 72-Г10-2 О признании недействующей части 1 статьи 11 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 72-Г10-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 28 января 2010 года, которым частично удовлетворено заявление заместителя прокурора Забайкальского края: признана недействующей часть 5 статьи 11 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края"; в признании недействующей части 1 статьи 11 названного Закона отказано.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "23 сентября 2009 г."


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

23 сентября 2009 года Законодательным Собранием Забайкальского края принят, 5 октября 2009 года Губернатором Забайкальского края подписан Закон Забайкальского края N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края". Закон официально опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 7 октября 2009 года N 184.

Статьей 11 названного Закона установлены государственные гарантии членам Избирательной комиссии Забайкальского края, работающим на постоянное (штатной основе).

Частью 1 статьи 11 Закона предусмотрено, что после освобождения от должности по окончании срока полномочий члены Избирательной комиссии, работавшие на постоянной (штатной) основе, продолжают получать установленное им денежное вознаграждение с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями до устройства на новое место работы в течение одного года. В случае, если на новом месте работы указанным лицам, замещавшим государственные должности, размер оплаты труда установлен ниже размера денежного вознаграждения с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, то производится доплата до уровня денежного вознаграждения с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, но не более одного календарного года со дня прекращения срока полномочий. Доплата производится из бюджета края.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона жизнь и здоровье члена Избирательной комиссии, работающего на постоянной (штатной) основе, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета края на сумму годового денежного вознаграждения лица, замещающего государственную должность. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях гибели (смерти) лица, замещающего государственную должность, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью в связи с осуществлением им своих полномочий; причинения лицу, замещающему государственную должность, в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекшего, так и повлекшего стойкую утрату трудоспособности. Порядок страхования и выплаты страховых сумм определяется положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании частей 1 и 5 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об избирательной комиссии Забайкальского края" недействующими, указав, что они приняты с превышением полномочий субъектов Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений, противоречат статьям 6 и 64 Трудового кодекса РФ и нарушают исключительную компетенцию Российской Федерации по регулированию гражданских отношений, поскольку федеральным законодательством не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья членов избирательных комиссий.

Решением Забайкальского краевого суда от 28 января 2010 года требования заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворены частично: недействующей признана часть 5 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края", в признании недействующей части 1 статьи 11 Закона отказано.

В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора и вынесении в этой части нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

В кассационных жалобах Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующей части 5 статьи 11 Закона в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края, в остальной части - оставлению без изменения.

Разрешая заявление прокурора по части 5 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края", суд пришел к выводу о том, что названная норма принята с нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию гражданских правоотношений.

Согласно статье 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения.

С учетом системного толкования приведенной статьи и статей 927, 935, 969 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих возможность установления законом обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям), суд обоснованно указал в решении, что обязательное государственное страхование отдельных категорий государственных служащих может быть установлено только федеральными законами.

Поскольку федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 12 июня 2002 года 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья членов избирательных комиссий, работавших на постоянной (штатной основе), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда по части 5 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края".

Учитывая изложенное, не может явиться основанием к отмене решения суда указание в кассационных жалобах Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края на то, что члены Избирательной комиссии Забайкальского края, о которых идет речь в оспариваемой норме, являются лицами, замещающими государственные должности края, и возможно применение закона по аналогии.

Что касается решения суда по части 1 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края", то в этой части решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.

Разрешая заявление заместителя прокурора Забайкальского края в указанной части, суд исходил из того, что субъект Российской Федерации в пределах своей компетенции по регулированию вопросов, относящихся к совместному с Российской Федерацией ведению, вправе устанавливать социальные и иные гарантии для штатных членов региональной избирательной комиссии.

Вывод суда основан на анализе положений подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктов 12, 16, 16.1. статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласиться с выводом суда не представляется возможным.

Пунктом 16.1. статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, срок полномочий которых истек в связи с прекращением полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в состав которой они входили, и не назначенным членами указанной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии (но не более трех месяцев со дня истечения срока полномочий) выплачивается установленное в соответствии с занимаемыми должностями денежное вознаграждение и сохраняются условия медицинского, санаторно-курортного и жилищно-бытового обеспечения (включая членов семей). Указанным лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, сохраняется непрерывный трудовой стаж при условии, что перерыв между днем истечения срока их полномочий и днем поступления на новое место работы или оформления пенсии не превышает три месяца. Гарантии для членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно приведенному пункту законами субъектов Российской Федерации гарантии устанавливаются для членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе.

Между тем, пунктом 1 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края" государственные гарантии установлены членам Избирательной комиссии Забайкальского края, работавшим на постоянной (штатной) основе (без права решающего голоса), что не согласуется с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, которые должны учитываться субъектами Российской Федерации при решении вопроса о предоставлении государственных гарантий членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Поскольку федеральный законодатель предусмотрел возможность установления гарантий по выплате денежного вознаграждения на период трудоустройства только членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим на постоянной (штатной) основе, Забайкальский край как субъект Российской Федерации, установив таковую гарантию без учета требований федерального законодательства, превысил свои полномочия.

При таких данных решение суда по части 1 статьи 11 Закона Забайкальского края "Об Избирательной комиссии Забайкальского края" подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении требований заместителя прокурора Забайкальского края.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Забайкальского краевого суда от 28 января 2010 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующей части 1 статьи 11 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края" и вынести в этой части новое решение, которым признать недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 1 статьи 11 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края".

В остальной части решение суда оставить без изменения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 72-Г10-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.