Решение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N ГКПИ10-90 Суд отказал в признании недействующими пунктов 16, 17 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475

Решение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N ГКПИ10-90


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.С.А. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, установил:

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему статьей 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия, постановлением от 26 июня 2008 г. N 475 утвердило Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).

Согласно Правилам определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 16); результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 17).

Ш.С.А., считая, что приведенные правовые нормы нарушают его права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании их недействующими с 1 июля 2008 г. Ссылается на то, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не наделено полномочиями на издание нормативных правовых актов, определяющих порядок и правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств, поскольку частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие полномочия предоставлены только Правительству Российской Федерации.

Заявитель в судебное заседание, о котором извещен по указанному им адресу, не явился, причин неявки суду не сообщил. Представители Правительства Российской Федерации (поручение от 12 февраля 2010 г. N СС-П4-814) Г.О.И., Е.Ю.В., Ш.Ю.К. пояснили в судебном заседании, что оспариваемыми нормами Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации уполномочено регулировать лишь вопросы, связанные с проведением клинических, лабораторных исследований, установлением формы акта, принимаемые им нормативные правовые акты не подменяют порядок медицинского освидетельствования и оформления его результатов, определенный оспариваемыми Правилами.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изданные на основании данной нормы Правила, оспариваемые заявителем, устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункты 13-16) и оформления его результатов (пункты 17-20). Правила опубликованы в "Российской газете" от 2 июля 2008 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации за 2008 г., N 27.

Под порядком понимается последовательность каких-либо действий, в данном случае - действий при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформлении его результатов.

Пункты 16, 17 Правил не наделяют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации правом определять, кем и в какой последовательности должны совершаться такие действия. В них лишь указывается на то, что определение состояния опьянения, то есть процедура клинических и лабораторных исследований, по результатам которых может быть установлен либо отвергнут факт опьянения, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами названного Министерства, которое утверждает форму акта, составляемого в порядке, определенном Правилами.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно Положению о нём, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1); уполномочено устанавливать формы статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы (пункт 5.2.100.1) и принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.101).

Вопросы, указанные в пунктах 16, 17 Правил, относятся к сфере деятельности этого Министерства и их разрешение входит в его компетенцию.

С учетом изложенного оснований для признания этих пунктов незаконными не имеется, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Ш.С.А. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N ГКПИ10-90


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.