Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2010 г. N 17039/09 Отменяя ранее принятые по делу судебные акты и признавая незаконным постановление службы финансово-бюджетного надзора о привлечении общества к административной ответственности за несоблюдение порядка и сроков представления справки о поступлении валюты РФ, суд исходил из того, что несоблюдение резидентом установленных порядка и сроков представления справки о поступлении валюты в отношении нескольких валютных операций, осуществленных в течение отчетного месяца, по зачислению денежных средств на банковский счет, открытый резидентом в уполномоченном банке, образует одно событие правонарушения

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2010 г. N 17039/09


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Пановой И.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Эстейт" о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А40-12550/09-2-65 Арбитражного суда города Москвы.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Эстейт" - Юсупов А.А.;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве - Дубровин А.В., Потапов В.Е.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Эстейт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - управление) от 28.01.2009 N 455-08/2840М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2009 заявленное требование удовлетворено со ссылкой на нарушение управлением установленного порядка привлечения общества к административной ответственности.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 решение суда отменено, в удовлетворении требования обществу отказано.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции в порядке надзора общество просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом законодательства, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании контракта от 04.02.2008 N 34/041208, заключенного обществом с компанией "Сумитомо Корпорейшн" (Япония), о предоставлении московскому представительству данной компании нежилых помещений в пользование общество оформило в открытом акционерном обществе "Коммерческий банк "Сведбанк" паспорт сделки N 08060002/3064/0000/3/0 и 18.04.2008 получило на свой счет в этом банке 134 868 рублей 93 копейки.

Установив, что общество представило в банк документы, связанные с зачислением названной суммы на банковский счет, и два экземпляра справки о поступлении валюты Российской Федерации с нарушением установленного срока, управление 24.12.2008 составило протокол и на его основании 28.01.2009 вынесло постановление N 455-08/2840М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, которым постановление управления признано незаконным, сочтя, что управлением соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности и в действиях общества имеется состав указанного правонарушения.

Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.

Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 Закона.

Исходя из части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Банком России.

Указанием Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации, упомянутая в пункте 2.6 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного Банком России 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение), и составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению, отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).

В силу пункта 2.2 и абзаца первого пункта 2.6 Положения в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки, резидент наряду с документами, подтверждающими осуществление валютных операций, представляет в уполномоченный банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.7 Положения справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в уполномоченный банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 Положения.

Согласно абзацу второму пункта 2.6 Положения справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и заполняется исходя из требований, изложенных в приложении 2 к Положению, на основании документов, по которым совершены записи по счету.

Из формы справки, требований к ее составлению, предусмотренных в названном приложении, пунктов 2.6 и 2.7 Положения следует, что в данной справке может быть отражено несколько валютных операций по зачислению денежных средств, осуществленных на основании различных расчетных документов по нескольким паспортам сделок, с разными датами зачисления денежных средств, однако должен быть указан один банковский счет, на который зачислены денежные средства, уполномоченный банк, в котором этот счет открыт, а также резидент, его открывший.

В связи с этим несоблюдение резидентом установленных порядка и сроков представления справки о поступлении валюты с подтверждающими документами в отношении нескольких валютных операций, осуществленных в течение отчетного месяца, по зачислению денежных средств на банковский счет, открытый резидентом в уполномоченном банке, образует одно событие правонарушения.

Поскольку постановлением управления от 28.01.2009 N 455-08/2825М общество уже было привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение порядка и сроков представления справки о поступлении валюты Российской Федерации с подтверждающими документами при получении в апреле 2008 года 689 рублей, то оно необоснованно привлечено к административной ответственности постановлением управления от 28.01.2009 N 455-08/2840М за нарушение сроков представления справки о поступлении валюты Российской Федерации с подтверждающими документами при получении в этом же месяце 134 868 рублей 93 копеек на тот же счет в уполномоченном банке.

Что же касается решения суда первой инстанции, то оно является незаконным, так как по результатам изучения данного дела в суде апелляционной инстанции не подтвержден довод общества о нарушении управлением порядка привлечения его к административной ответственности.

Следовательно, упомянутые судебные акты в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2009 по делу N А40-12550/09-2-65 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по тому же делу отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Эстейт" удовлетворить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москва от 28.01.2009 N 455-08/2840М признать незаконным и отменить.


Председательствующий

А.А. Иванов


На компанию был наложен штраф за нарушение срока представления одной из форм учета по валютным операциям - справки о поступлении российской валюты.

Президиум ВАС РФ счел наложение штрафа неправомерным и разъяснил следующее.

В силу Закона о валютном регулировании порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций устанавливается Банком России.

Исходя из актов ЦБР, справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).

При проведении валютных операций по контракту, связанных с зачислением российской валюты от нерезидента на счет в уполномоченном банке (в котором оформлен или переоформлен паспорт сделки) резидента, последний представляет два экземпляра этой справки. При этом она содержит информацию об идентификации по паспортам сделок денежных средств, поступивших за отчетный месяц.

Из формы справки и требований к ее составлению следует, что в ней может быть отражено несколько валютных операций по зачислению средств, осуществленных на основании различных расчетных документов по нескольким паспортам сделок, с разными датами зачисления. Однако должен быть указан один банковский счет, на который зачислены средства, уполномоченный банк, в котором этот счет открыт, а также резидент, его открывший.

С учетом этого несоблюдение резидентом порядка и сроков представления этой справки в отношении нескольких валютных операций, проведенных в течение отчетного месяца, образует одно событие правонарушения.

В рассматриваемом случае компания уже была ранее оштрафована за несоблюдение порядка и сроков представления справки при получении средств в этом же месяце на тот же счет в уполномоченном банке.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2010 г. N 17039/09


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 8


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 16.06.2010


Номер дела в первой инстанции: А40-12550/09-2-65


Истец: ООО "Бизнес Эстейт"

Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве


Хронология рассмотрения дела:


06.04.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 17039/09


12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17039/09


24.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17039/09


10.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17039/09


31.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14605/2009


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.