Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2010 г. N 16486/09 Установленная действующим законодательством обязанность представления вместе с заявкой на участие в конкурсе документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, не распространяется на индивидуальных предпринимателей, если этот индивидуальный предприниматель действует от собственного имени, а не от имени другого лица

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2010 г. N 16486/09


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреева Е.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 по делу N А34-1010/2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2009 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель заявителя - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - Савин Д.Б.

Заслушав и обсудив доклад судьи Пановой И.В., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2-4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - антимонопольный орган) от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о признании в действиях департамента нарушений требований части 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и выдаче департаменту обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.02.2009 N 02 по лоту N 3, отмене протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе от 13.02.2009 N 02 по лоту N 3 и обязании его привести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по указанному лоту в соответствие с названным Законом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - общество), индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Невзоров А.Ф. (далее - предприниматель Невзоров А.Ф.), индивидуальный предприниматель Надирашвили С.Т. (далее - предприниматель Надирашвили С.Т.), государственное унитарное предприятие "Просветский лесхоз" (далее - предприятие).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 28.09.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов департамент просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить указанные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, требования департамента - удовлетворению по следующим основаниям.

Государственным заказчиком (департаментом) проведен открытый конкурс по четырем лотам на право заключения договора (государственного контракта) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на территории лесного фонда Курганской области, на первое полугодие 2009 года.

Согласно таблице результатов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по лоту N 3 поступило 4 заявки: от предпринимателя Невзорова А.Ф., предпринимателя Надирашвили С.Т., предприятия и общества.

Конкурсной комиссией 13.02.2009 проведена процедура оценки и сопоставления всех поданных заявок на участие в открытом конкурсе, победителем конкурса по лоту N 3 признан предприниматель Невзоров А.Ф.

Антимонопольным органом проведена проверка соблюдения департаментом законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в ходе которой установлено нарушение части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов, выразившееся в необоснованном допуске к участию в конкурсе заявки предпринимателя Невзорова А.Ф.

По результатам проверки антимонопольный орган вынес решение от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о нарушении заказчиком (департаментом) законодательства о размещении заказов (далее - решение антимонопольного органа) и выдал предписание от 24.02.2009 N 05-02/15-09 об устранении выявленного нарушения.

Отказывая в удовлетворении требования департамента о признании решения антимонопольного органа недействительным в части пунктов 2-4, суды исходили из того, что в соответствии со статьей 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявки на участие в конкурсе конкурсной комиссией не допускается к участию в конкурсе участник размещения заказа, не представивший всех необходимых документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона.

Согласно подпункту "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса), подпункту "в" пункта 3 конкурсной документации на выполнение работ для департамента "Требования к содержанию и форме заявки, инструкция по ее заполнению", утвержденной приказом от 12.01.2009 N 9, заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Поскольку предпринимателем Невзоровым А.Ф. не был представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, а именно свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, суды сочли неправомерным допуск государственным заказчиком данной заявки к участию в конкурсе по лоту N 3.

Между тем этот вывод судов основан на неправильном применении ими норм права.

В силу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой.

Исходя из статей 1, 4, 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В этом случае заключение каких-либо соглашений не требуется. Следовательно, подтвердить полномочия лица, имеющего право действовать от имени фермерского хозяйства, как в случае с юридическими лицами, различными выписками из решений общих собраний и приказами о назначении на должность невозможно.

Правовой статус предпринимателя Невзорова А.Ф. возможно подтвердить выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и паспортом гражданина. Однако Закон о размещении заказов не содержит конкретного перечня документов, способных подтвердить полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в том числе не имеется никаких указаний на предоставление в качестве такого документа копии свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является документом, подтверждающим только факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

К заявке на участие в конкурсе предпринимателем Невзоровым А.Ф. были приложены выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.10.2008 N 507 и копия его паспорта.

Установленная подпунктом "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов обязанность представления вместе с заявкой на участие в конкурсе документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, не распространяется на действующих от своего имени индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2009 по делу N А34-1010/2009, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2009 по тому же делу отменить.

Признать недействительными пункты 2-4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 24.02.2009 N 05-02/15-09 о признании в действиях Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области нарушений требований части 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и выдаче департаменту обязательного для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.02.2009 N 02 по лоту N 3, отмене протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе от 13.02.2009 N 02 по лоту N 3 и обязании провести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по указанному лоту в соответствие с названным Федеральным законом.


Председательствующий

А.А. Иванов


Госзаказчику было вынесено антимонопольное предписание.

По мнению ФАС России, к участию был незаконно допущен один из предпринимателей - глава КФХ. Он не представил при подаче заявки свидетельство о госрегистрации КФХ.

Президиум ВАС РФ не согласился с позицией антимонопольного органа и разъяснил следующее.

В силу Закона о размещении заказов (в редакции, действовавшей в спорный период) заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Между тем данное требование не распространяется на предпринимателей, действующих от своего имени.

Исходя из Закона о КФХ, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В этом случае не требуется заключать какие-либо соглашения. Следовательно, подтвердить его полномочия (как в случае с юрлицами) различными выписками из решений общих собраний и приказами о назначении на должность невозможно.

Закон о размещении заказов не содержит конкретного перечня материалов, способных подтвердить полномочия лица действовать от имени участника размещения заказа. Также в его положениях нет никаких указаний на предоставление в качестве такого документа копии свидетельства о госрегистрации КФХ. Правовой статус предпринимателя можно подтвердить выпиской из госреестра предпринимателей и паспортом гражданина.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2010 г. N 16486/09


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 8


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 17.06.2010


Номер дела в первой инстанции: А34-1010/2009


Истец: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды

Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Курганской области

Третье лицо: ООО "Форест", ИП Надирашвили, ИП Глава КФХ Невзорова А.Ф., ГУП "Просветский лесхоз"


Хронология рассмотрения дела:


18.05.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 16486/09


19.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16486/09


24.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16486/09


28.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7306/09-С1


16.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5076/2009


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение