Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N 24-Г10-2 Об отказе в признании недействующим п. 3.1 Порядка бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N 24-Г10-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

при секретаре Ф.Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Адыгея о признании недействующими отдельных положений приказа Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634 "О порядке бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством" по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 23 марта 2010 г., которым постановлено:

признать п. 3.1 Порядка бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634 "О порядке бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Адыгея Ж.А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3.1 Порядка бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634 "О порядке бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством".

В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит федеральному законодательству, а также ст. 7 Закона Республики Адыгея "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", предусматривающей при амбулаторном лечении бесплатное обеспечение лекарствами всех детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, в связи с чем снижает уровень гарантий в области охраны здоровья граждан.

Верховным Судом Республики Адыгея постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Адыгея, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда.

Установлено, что п. 1 приказа Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634 "О порядке бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством" (с последующими изменениями) утвержден Порядок взаимодействия между лечебно-профилактическими учреждениями, обслуживающими детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, и уполномоченными аптечными организациями, осуществляющими отпуск необходимых лекарственных средств по рецептам врача (фельдшера) для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством (далее - Порядок) согласно приложению N 1.

В соответствии с п. 3.1 Порядка лечебно-профилактические учреждения осуществляют выписку рецептов на лекарственные средства детям из многодетных семей в возрасте до шести лет в соответствии с приложением "Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача (фельдшера) бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача (фельдшера) с 50-процентной скидкой со свободных цен, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея" к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея, ежегодно утверждаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея, и в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".

Суд, признавая недействующим п. 3.1 Порядка, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит имеющим большую юридическую силу федеральному законодательству и законодательству Республики Адыгея и снижает уровень гарантий в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, проживающих на территории республики.

Вывод суда мотивирован тем, что отпуск лекарственных препаратов (бесплатных и с 50-процентной скидкой) для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет обусловлен перечнем лекарственных средств, являющимся приложением к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея, ежегодно утверждаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея, поэтому его нельзя признать соответствующим федеральным стандартам медицинской помощи.

С таким решением суда нельзя согласиться, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.

На уровне Российской Федерации правоотношения в области охраны здоровья граждан регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (с последующими изменениями), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).

Статьей 5 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" установлены полномочия федеральных органов государственной власти по установлению стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения (п. 13), разработке и утверждению программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (п. 16).

Статьей 6 предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (п. 4), а также установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи (п. 7)

При этом органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право на установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно положениям ст. 20 и 20.1 гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Ежегодно Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811, закреплено, что территориальная программа включает в себя перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (абз. 13 раз. II). При этом в разд. III программы отражено, что такие лекарственные средства предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средств отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Таким образом, федеральными нормами установлено, что территориальные программы должны включать в себя Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средств отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, а не перечень групп населения и категорий заболеваний населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, как посчитал в решении суд.

Вместе с тем п. 3.1 оспариваемого акта отсылает помимо Перечня лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средств отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, являющийся приложением к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея, но и к приказу Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".

Согласно п. 3.1 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной названным приказом, лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой, назначаются исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном в установленном порядке, и территориальными перечнями лекарственных средств.

В соответствии с п. 4 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 410н "Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи" стандарт медицинской помощи может включать в себя в том числе перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз. Структура стандарта в каждом случае может быть уточнена исходя из специфики оказания медицинской помощи при конкретных заболевания и состояниях.

Из анализа действующего законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан следует вывод об отсутствии требований обязательного включения в Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп и категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средств отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, видов и объемов лекарственных средств не ниже уровня федеральных стандартов медицинского обеспечения по каждой из перечисленных выше категорий.

Следовательно, данная норма п. 3.1 приказа Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634 имеет отсылочный характер и отсылает в том числе к нормам действующего федерального законодательства.

Сопоставив положения п. 3.1 указанного выше приказа с федеральными нормами, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые положения приняты Министерством здравоохранения Республики Адыгея в рамках полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и не противоречат федеральному законодательству в области охраны здоровья граждан.

Нельзя согласиться и с выводом в решении суда о несоответствии оспариваемой нормы положениям ст. 7 Закона Республики Адыгея от 28 сентября 1994 г. N 117-1 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", предусматривающей бесплатное обеспечение лекарствами при амбулаторном лечении детей из многодетных семей в возрасте до шести лет. Этот вывод судом не мотивирован и не подтверждается материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления прокурора о признании недействующим (в части) оспариваемого правового акта.

Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 360, п. 3 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Адыгея от 23 марта 2010 г. отменить и принять новое решение.

Отказать заместителю прокурора Республики Адыгея в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3.1 Порядка бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23 сентября 2008 г. N 634 "О порядке бесплатного обеспечения при амбулаторном лечении необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством".



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N 24-Г10-2


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.